Кочевники бронзового века строили передвижные дома из гумусовых кирпичей

18 сентября 2025 12:00

Отделение историко-филологических наук

Археологи выяснили, что кочевники, жившие в эпоху бронзы — 3500–1200 лет до нашей эры, — были хорошими строителями, разбирались в качестве сырья, развивали разные строительные технологии и поэтому, скорее всего, возводили разборные шалаши, подобные тем, что описаны путешественниками в XIX веке.

К такому выводу исследователи пришли, изучив остатки временных стоянок и захоронений в курганах кочевников на территории современной Ростовской области. Полученные данные помогут лучше понять культуру и быт кочевников, населявших юг страны несколько тысячелетий назад. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале «Уфимский археологический вестник».

Так выглядят фрагменты древесины, которыми перекрыли одно из захоронений ямной культуры могильника Песчаный IVТак выглядят фрагменты древесины, которыми перекрыли одно из захоронений ямной культуры могильника Песчаный IV

Калмыкию и Сальские степи между Доном и Волгой в современной Ростовской области ещё с бронзового века заселяли кочевники. На этой территории археологи открыли 16 сезонных стоянок, и по найденным на них костям животных определили, что степняки в тёплые сезоны, реже зимой проживали там со стадами своих животных. Однако до сих пор учёные не могут найти жилые постройки, которые возводили кочевники бронзового века в открытой степи, — на стоянках отсутствуют остатки углублённых конструкций и очагов, мало орудий. Это не позволяет собрать достаточные сведения о быте кочевников и конструкции их жилищ.

Античные авторы писали, что у кочевников восточных территорий (Северного Причерноморья, Подонья, Поволжья) были передвижные жилища, которые они погружали на платформы и увозили с собой, но были ли такие умения у степняков на юге Русской равнины — на территории современной Калмыкии и Ростовской области — неизвестно. Между тем, знание об этом поможет датировать появление разборных шалашей и юрт, которые считаются традиционными жилищами кочевников на территории степей России.

Кочевники Евразии были мастерами по изготовлению циновок. Оксана Занина из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН определила, что циновка из могильника Песчаный IV была сделана из тростникаКочевники Евразии были мастерами по изготовлению циновок. Оксана Занина из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН определила, что циновка из могильника Песчаный IV была сделана из тростника

Исследователь из Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Санкт-Петербург) предположила, что можно реконструировать элементы жилищ кочевников, строительные приемы, а также сырье, которые они использовали, если проанализировать, как древние люди возводили курганы и строили захоронения. Автор с коллегами провела раскопки в Ростовской области и выяснила, что в качестве строительных материалов для курганов и катакомб степняки использовали камень и необожжённые глиняные блоки, а также некоторые другие материалы, например, дерево и циновки из тростника.

Кочевники сооружали глубокие ямы, перекрывали их тростниковыми циновками, поверх которых строили какие-то конструкции из сырцовых (необожжённых) кирпичей из глины. Степняки были знакомы с трудоёмкими земляными работами: они очищали площадку для строительства от верхнего грунтового слоя, рыхлили землю, вывозили её, уплотняли грунт, послойно укладывали его, отделывали стены. Поверх таких конструкций из грунта создавали настоящее инженерное сооружение — курганную насыпь, которая могла достигать десятков метров в диаметре и десяти метров в высоту.

Древние кочевники использовали все подручные материалы и из глины лепили сырцовые кирпичиДревние кочевники использовали все подручные материалы и из глины лепили сырцовые кирпичи

Опираясь на технологии, которые использовали кочевники для сооружения курганов, исследовательница пришла к выводу, что степняки научились строить разборные жилища из многочисленных природных материалов: дерева, тростника, а также сырцовых кирпичей из гумуса и жёлтой глины. Такие жилища быстро разрушались, кроме того, кочевники иногда сами их разбирали и использовали блоки вторично, поэтому реконструировать форму построек и найти их следы на стоянках затруднительно.

Высокий уровень строительных навыков кочевников позволил предположить, что племена бронзового века, жившие на юге Русской равнины, так же, как скифы и сарматы, строили разборные дома, возможно даже перевозили их детали, а, может быть, и сами дома на повозках. Разборное жильё эпохи бронзы, вероятно, стало основой для классических юрт кочевников Евразии, в которых и сейчас живут некоторые монголы.

Так мог выглядеть деревянный шалаш, обмазанный глиной. Рисунок был прочерчен на стенке глиняного сосуда срубной культуры из Сухой Саратовки, который хранится в фондах Исторического музеяТак мог выглядеть деревянный шалаш, обмазанный глиной. Рисунок был прочерчен на стенке глиняного сосуда срубной культуры из Сухой Саратовки, который хранится в фондах Исторического музея

Авторы подчёркивают, что кочевники практиковали безотходное использование всех ресурсов степи. Наверное, поэтому осталось так мало материальных остатков в культурном слое стоянок. Изучение строительных технологий позволяет археологам прикоснуться к истокам культурных традиций в строительстве домов и увидеть, как они развивались и что сохранилось до наших дней. Это особенно важно, потому что «юрта», классическое разборное жилище кочевников Великой степи, в последние десять лет стала и символом самоидентичности многих народов. 

«В дальнейшем мы планируем применить методы геохимии, почвоведения, палеоботаники и другие к ещё нескольким местообитаниям кочевников и изучить, какие технологии строительства они использовали. Благодаря геохимическим характеристикам культурного слоя можно понять, где могли развести костер или временный загон для животных; макро- и микроостатки растений и дерева, сохранившиеся в слое стоянок, укажут, какие растения шли на строительство временных жилищ. Особенно нас интересует стоянка ямной культуры в балке Темрта на территории Ростовской области. Ведь именно там, возможно, зарождались степные кочевые цивилизации. Также мы планируем изучить само классическое жилище — привезённую из Туркмении юрту, которая хранится в Государственном историческом музее с 1956 года», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Наталья Шишлина, доктор исторических наук, главный научный сотрудник МАЭ РАН.

Источник: пресс-служба РНФ.

Новости Российской академии наук в Telegram →Новости Российской академии наук в Telegram →


Теги