II всероссийская школа молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
II всероссийская школа молодых ученых «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике»
Сводка и итоги
Проект Российского научного фонда «Системный анализ динамики геофизических процессов в российской Арктике и их воздействие на развитие, и функционирование инфраструктуры железнодорожного транспорта» предусмотрен на 4 года и неотъемлемым условием проекта является проведение ежегодных школ молодых учёных. Так в сентябре 2021 года на базе Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) в Архангельске прошла I Всероссийская школа молодых учёных «Системный анализ динамики природных процессов в российской Арктике».
Научная программа школы включала как традиционные лекции, где слушателям были представлены обзоры актуальных проблем в контексте комплексного изучения и освоения Арктики, так и практические семинары, мастер-классы и деловые игры, на которых слушатели могли закрепить полученные теоретические знания.
Лекторами выступили более 20 ведущих российских ученых в области геофизики, климатологии, океанологии, дистанционного зондирования, геоинформатики, системного анализа, добычи ресурсов, геоэкологии, транспорта, представляющие Российскую академию наук и ведущие вузы страны.
В работе школы приняли участие более 50 молодых ученых из 15 регионов России.
Лекционная программа затронула следующие тематические направления:
- Магнитное поле Земли
- Литосфера и глубинное строение Земли
- Сейсмология
- Океан и климат
- Источники и методы анализа геофизических данных.
В ходе лекционных сессий шла оживленная дискуссия между спикерами и участниками школы. Слушатели продемонстрировали не только общую заинтересованность темой, но и глубокое ее понимание, и достаточно высокий уровень подготовки и профессиональных компетенций.
Деловая игра
В ходе деловой игры перед командами стояла непростая задача – написать проект программы научной экспедиции в Арктику. Необходимо было выбрать научную программу, подобрать объект исследования, обосновать актуальность и научную новизну. Грамотно выбрать время года и период проведения исследований.
Члены программного комитета Школы сформировали из участников восемь команд по 5–6 человек. В результате к назначенному времени было представлено восемь научно-технических проектов.
Очень важно, что удалось составить команды с участниками разных возрастов, из разных регионов и различных специальностей. При этом ни в одной команде не встречались участники из одного института и представители одной профессии. Командам были даны названия в честь полярных исследовательских судов – «Ермак», «Фрам», «Таймыр», «Вайгач», «Персей», «Сибирь», «Ямал» и «Гаусс».