Академия

Академия наук: не над всеми, а для всех

Рубрика Выборы президента РАН
Академия наук: не над всеми, а для всех

Кандидат на пост президента РАН, главный ученый секретарь ее Сибирского отделения академик Дмитрий Маркович Маркович обсуждает в научных кругах тезисы своей предвыборной программы.

На встрече с представителями исследовательских институтов СО РАН Дмитрий Маркович обозначил ряд важнейших проблем, стоящих как перед Российской академией наук, так и перед всем научно-образовательным комплексом страны. «Некоторые из этих вопросов акцентируют и другие претенденты на должность главы РАН, поскольку они очевидны, крайне остры и не решаются годами, — подчеркнул ученый. — Это, прежде всего, хроническое недофинансирование фундаментальной науки, слабая востребованность результатов исследований со стороны экономики, территориальный дисбаланс развития научной и образовательной инфраструктуры, усилившаяся в последние месяцы утечка мозгов и многие другие».

Ключевой проблемой Дмитрий Маркович считает отсутствие согласованной на всех уровнях национальной концепции развития науки и образования, и как следствие — непоследовательность научно-образовательной политики, неэффективность ряда инструментов ее реализации. «В определении приоритетов как бы сбит прицел, — сказал кандидат на должность президента РАН. — Продолжается конкуренция условно “англосаксонской” и “континентальной” (Германия, СССР) моделей развития исследований, с опорой, соответственно, на университеты либо же специализированные институты. В сфере научно-технологического развития появляются все новые стратегии, как общенациональные, так и отраслевые/региональные, при этом предыдущие остаются невыполненными. Достаточно вспомнить “инновационную” Стратегию 2006 года или вузовскую “5-100”. Не оправдались надежды и на многочисленные форумы как генераторы стратегий: да, там идут интересные, иногда продуктивные дискуссии, но документы и управленческие решения рождаются в других местах».

«Точно так же множатся институты управления наукой и образованием, их программы и планы рассогласованы, — продолжил Д. Маркович. — Комиссия по НТР при правительстве, призванная заменить ГКНТ СССР, пока не работает в необходимом формате. То есть там принимаются некоторые решения, но механизмы их реализации фактически пока не созданы. В структуре Минобрнауки не предусмотрены подразделения, обеспеченные соответствующими квалифицированными кадрами, которые были бы призваны заниматься планированием исследований на перспективу и реальным управлением этой деятельностью». Программа фундаментальных научных исследований РФ до 2030 года, прошедшая после предварительной подготовки в РАН через кабинеты Минобра и принятая после этого постановлением правительства, оказалась лишенной некоторых важнейших разделов, которые были потеряны или сознательно, ни с кем не согласованно, исключены. «Да, сегодня с самых высоких трибун много говорится о необходимости обеспечения научно-технологического и образовательного суверенитета России, — констатировал академик, — но в существующей управленческой конфигурации есть большая опасность подмены назревших решений в этой сфере очередной кампанейщиной».

В таких условиях, как считает Дмитрий Маркович, Российская академия наук должна занять гораздо более активную позицию и возложить на себя миссию формирования целостной концепции развития интеллектуального сектора страны и, соответственно, единой научно-образовательной и научно-технологической политики. «О необходимости обретения РАН статуса государственной академии говорят сегодня многие, включая ее действующего президента, — констатировал сибирский ученый, — но где реальные шаги в этом направлении? От кого, если не от нас, должны исходить предложения о соответствующих поправках в Гражданский кодекс и законы России? Однако статус — это форма, в которую должно быть помещено новое содержание. Не все в Академии, видимо, меня поддержат, но она должна стать равно близкой ко всем субъектам научно-образовательной политики».

«РАН следует отказаться от пореформенных фантомных болей и перестать делить институты в широком понимании на свои и чужие. Необходимо начинать на системной основе сотрудничать с Высшей школой экономики, МГУ и другими университетами, Курчатовским институтом, “Сириусом” и Сколково, — развил свой тезис Д. Маркович. — Не столько критиковать эти структуры, сколько содействовать достижению ими максимальной эффективности. Членам Академии надо активнее работать в наблюдательных советах университетов, идти на контакт с высокотехнологическими корпорациями и компаниями, тем более что на последних выборах в РАН ее состав на 45 % пополнился как раз представителями вузовского и корпоративного секторов».

Говоря об экспертизе как одной из основных функций Академии наук, сибирский ученый обозначил, что она должна распространиться не только на все без исключения субъекты отрасли знаний России, но и на государственные стратегии и программы развития всех уровней и направлений. «Эта деятельность, безусловно, должна включаться в госзадание РАН», — подчеркнул Дмитрий Маркович. В экспертной деятельности Академии, по его мнению, ключевая роль принадлежит отраслевым (по направлениям наук) отделениям, которые следует укрепить ресурсами и кадрами: «В штате тематических отделений должен быть сформирован квалифицированный, современно мыслящий и действующий аппарат».

Дмитрий Маркович назвал еще один вектор, которому должна следовать Академия наук — восточный. «В международной политике России по понятным причинам усилился поворот на Восток, стремление к расширению сотрудничества во всех сферах со странами Азии, — констатировал академик. — В Сибирском отделении мы следуем этим курсом, в частности создали в структуре СО РАН Международный научный центр по проблемам трансграничных взаимодействий в Северной и Северо-Восточной Азии. Но важно, чтобы международные исследовательские и образовательные проекты с участием Китая, Кореи, Японии, Тайваня, Казахстана, Монголии, Вьетнама, Таиланда, Индии, Индонезии и других стран инициировались и осуществлялись на Востоке России, чтобы здесь проходили международные симпозиумы и конференции, экспедиции и другие научные мероприятия». По мнению Д.М. Марковича, поворот на Восток должен принести и внутренние эффекты — обеспечить территориальную связанность научно-образовательного ландшафта России. 

На всю Академию наук следует распространить и другую успешную практику Сибирского отделения — проработку и осуществление крупных интеграционных проектов, таких как выигранный в 2020 году стомиллионный грант Минобрнауки по механико-физическим исследованиям, объединивший компетенции ряда научных коллективов (включая университеты), или Большая Норильская экспедиция 2020—2022 годов (14 институтов). «Более того, РАН способна инициировать настоящие мегапроекты развития научно-образовательной, культурной и социальной инфраструктуры в различных регионах и макрорегионах, — уверен Дмитрий Маркович. — Такие, как План комплексного развития Сибирского отделения РАН и программа “Академгородок 2.0”. Российская академия наук должна принимать более деятельное участие в уже реализуемых государством инфраструктурных проектах (Остров Русский, Сириус, Иннополис и так далее)». При этом ученый подчеркнул потребность в развитии научного флота и авиации России независимо от ведомственной принадлежности судов и летательных аппаратов.

Во внутренней политике РАН Дмитрий Маркович особое внимание уделяет молодежному направлению. Среди его тезисов — формирование национальной (под эгидой Академии) программы молодежных научных проектов и мероприятий до 2030 года, пропаганда и популяризация научных достижений силами прежде всего научной молодежи (молодые зовут в науку молодых), вхождение председателя Совета молодых ученых РАН в состав Президиума Академии наук (опять же по опыту Сибирского отделения) и гибкий подход к возрастным вакансиям в составе РАН. Особо значимым академик Д. Маркович считает решение жилищного вопроса за счет выделения служебных квартир и нулевой ипотеки с господдержкой, а также отмену обязательного призыва на срочную воинскую службу, за исключением доброй воли. Решению этих и других проблем мог бы содействовать эндаумент (фонд поддержки) РАН — подобные структуры показали себя эффективными при реализации программ развития Новосибирского и других университетов.

Не вполне внутренним, но важным делом Академии Дмитрий Маркович считает постепенное возвращение в ее управление домов ученых, библиотек, коллекций, музеев и других экспозиций, то есть объектов межнаучной инфраструктуры, имеющих высокое просветительское значение. Отдельный тезис относится к социальному, пенсионному и медицинскому обеспечению ученых: предлагается повышение размера средней пенсии российского ученого до уровня госслужащего, запуск специальных программ социальной защиты и медицинского обеспечения ведущих ученых, включая членов РАН. Академия должна настаивать на этих «привилегиях» в диалоге с государственными структурами. Целесообразным названо выравнивание диспропорций в распределении академических вакансий между тематическими отделениями и гармонизация количества и широты специализаций, по которым проводятся выборы в Академию наук.

Дмитрий Маркович услышал от коллег ряд предложений в свою будущую предвыборную программу. Ему советовали, в частности, более явно отображать эффективные проекты и управленческие компетенции СО РАН для экстраполяции на всю Академию, а профессоров РАН ввести в ее списочный состав с соответствующим изменением прав и обязанностей. «В ближайшие недели я планирую ряд встреч с учеными, членами Академии и не только, из разных регионов России, — информировал кандидат на пост главы РАН. — В этом общении представленные сегодня тезисы перерастут в обширную структурированную программу, которая будет представлена научной общественности».

Текст и фото: Андрей Соболевский