Академия

Актуальность сотрудничества между РАН и КАМАЗ многократно возрастает

Актуальность сотрудничества между РАН и КАМАЗ многократно возрастает

В новых экономических условиях многие отечественные производители и промышленники пересматривают подходы к ведению бизнеса и ищут новые пути развития, в том числе обращаясь за помощью к науке. За последние несколько лет Российская академия наук заключила в общей сложности 23 соглашения о сотрудничестве с ведущими корпорациями и объединениями для решения первоочередных критически важных направлений научно-технологической деятельности, для обеспечения импортонезависимости. Одно из таких соглашений было заключено с ПАО «КАМАЗ». О том, как сейчас развивается партнерство, рассказал академик РАН Игорь Каляев.

Как началось сотрудничество ПАО «КАМАЗ» и РАН?

Инициатором был генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, который в октябре 2021 г. направил письмо президенту РАН Александру Сергееву с предложением о сотрудничестве. Причина, полагаю, в понимании того факта, что для повышения конкурентоспособности недостаточно просто заниматься модернизацией технологий в рамках своей компании или их покупкой, нужно вкладывать средства в собственный инновационный продукт, а для это нужно взаимодействовать с наукой. Со своей стороны, мы всегда открыты для такого сотрудничества.

Огромная роль в организации сотрудничества с предприятиями реального сектора экономики страны, в том числе с ПАО «КАМАЗ», принадлежит президенту РАН академику РАН Александру Сергееву.

В соответствии с его поручением в короткие сроки в Отделении энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН был подготовлен проект соглашения о сотрудничестве и уже 13 декабря 2021 г. президент РАН, академик Александр Сергеев и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин подписали соглашение о сотрудничестве. Документ предусматривает оказание помощи в создании условий для развития передовых цифровых, интеллектуальных производственных технологий, роботизированных систем, применения новых материалов и способов конструирования, внедрения систем обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта в автомобилестроении.

В обсуждении и подготовке данного документа участвовали со стороны РАН – вице-президент РАН академик В.Г. Бондур, академик-секретарь ОЭММПУ РАН академик А.Н. Лагарьков, заместитель академика-секретаря ОЭММПУ РАН академик И.А. Каляев, член-корр. РАН В.М. Приходько, д.т.н. Г.О. Котиев, а со стороны ПАО «КАМАЗ» – заместитель генерального директора – директор по развитию И.Ф. Гумеров.

Практически по горячим следам состоялась рабочая поездка делегации РАН в Набережные Челны для встречи с руководством ПАО «КАМАЗ». Чему была посвящена встреча и какие решения были приняты?

Да, действительно, уже в начале февраля 2022 года в Набережные Челны прибыла большая группа специалистов в области интеллектуальных систем управления, материаловедения, энергетики и машиностроения: академики РАН И.А. Каляев и С. Ю. Желтов, член-корреспондент РАН В.М. Приходько, научный руководитель Федерального проекта «Материалы и технологии», д.т.н. А.В. Дуб, заведующий кафедрой «Колесные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана, д.т.н. Г.О. Котиев и др. Возглавляли делегацию президент РАН академик А.М. Сергеев и вице-президент РАН академик В.Г. Бондур.

Мы посетили Научно-технический центр «КАМАЗа», завод двигателей и прессово-рамный завод, увидели работу линии профилирования лонжеронов, каркасов кабин и коробок передач. Также нам показали финишное производство «КАМАЗа» – работу конвейера сборки кабин и главного сборочного конвейера автомобильного завода.

На заключительном совещании по результатам визита в присутствии Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и Президента РАН академика РАН А.М. Сергеева были утверждены приоритетные направления сотрудничества между РАН и ПАО «КАМАЗ»: «Электрические и водородные транспортные средства»; «Автономные транспортные средства и электроника; Системы навигации; Интеллектуальные системы контроля состояния водителя»; «Передовые материалы»; «Подготовка персонала и сотрудничество с организациями высшего образования». Были также определены представители со стороны РАН и ПАО «КАМАЗ», ответственные за развитие данных направлений.

Например, я отвечаю за направление «Автономные автомобили-роботы». Перед нами стоят очень серьезные технологические задачи: разработка алгоритмов машинного зрения на основе комплексирования данных с видеокамеры и лидара для оценки качества дороги (автомобиль-робот должен знать, что под колесами –сухой или мокрый асфальт, снег, земля, лед и т.д.); разработка системы удаленного обновления блоков управления автомобилем с кибербезопасностью; системы шифрования данных с записью в облачное хранилище; системы управления группой автономных автомобилей-роботов (более 10 шт.), например, карьерных самосвалов; создание отечественной нейросети без учителя и привязки к типу вычислителя; системы визуальной навигации – когда нет спутникового сигнала и автомобиль должен ориентироваться по столбам, дорожным знакам, и много других.

По другим направлениям сотрудничества также уже есть понимание, что нужно делать?

В настоящее время по всем обозначенным выше направлениям сформированы рабочие группы, в состав которых вошли ведущие специалисты со стороны РАН и ПАО «КАМАЗ», а также различных вузов страны. Они активно включились в работу – подготовили целый ряд согласованных технических заданий на выполнение перспективных исследований и разработок в интересах ПАО «КАМАЗ», выбрали ключевых исполнителей.

За счет каких средств выполняются работы в рамках сотрудничества?

В качестве источников финансирования работ планируется использовать как собственные средства ПАО «КАМАЗ», так и задействовать механизмы поддержки научных исследований, разработок и создания передовых производств со стороны Минобрнауки России и Минпромторга России. Может быть использован также механизм комплексных программ и проектов, реализуемых в соответствии с приоритетами, определенными Стратегией научно – технологического развития Российской Федерации.

События этого года, в частности, санкционные ограничения, под которые попало ПАО «КАМАЗ», внесли корректировки в план сотрудничества?

Конечно. Произошел разрыв отношений с целым рядом многолетних западных партнеров, заблокирован доступ к отдельным технологиям, нет поставок важных комплектующих. Именно поэтому сегодня, как никогда, актуальность сотрудничества между Российской академией наук и ПАО «КАМАЗ» многократно возрастает. Оно является залогом дальнейшего успешного развития как отдельно взятой компании, так и всего российского автомобилестроения. Кроме того, в соглашении идет речь о совместной работе в таких областях, как рациональное природопользование, экологичное производство, декарбонизация экономики, развитие технологий водородной энергетики, что в результате будет способствовать устойчивому развитию всей экономики страны.

Нельзя обойти вниманием еще одно важное событие этого года – Президент Российской Федерации объявил Десятилетие науки и технологий. Оно пройдет с целью привлечения в науку молодежи, вовлечения исследователей и разработчиков в решение важных для страны задач, повышения доступности информации о достижениях российской науки. В этой связи с ПАО «КАМАЗ» у нас также достигнута договоренность о проведении совместных мероприятий, направленных на популяризацию науки и научных знаний, и о взаимодействии в сфере информационно-аналитической деятельности.