Анализ концентрации внеклеточной ДНК может стать основой для новых методов диагностики и сдерживания шизофрении

Специалисты Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН изучили изменение иммунных параметров при шизофрении. Ученые выявили, что среди пациентов выделяется группа больных с высоким уровнем воспаления. Для них в будущем может применяться дополнительная персонифицированная противовоспалительная терапия.

Шизофрения — хроническое психическое расстройство. У человека с такой болезнью развивается нарушение восприятия, мышления, эмоциональных реакций. Синдромы недуга делят на негативные и продуктивные. К первым относят эмоциональную отгороженность, трудности в общении, стереотипное мышление и другое. Продуктивными считаются бред, галлюцинации, возбуждение. По данным Всемирной организации здравоохранения, от шизофрении страдают около 24 миллионов человек по всему миру. На каждые 300 человек приходится 1 больной с таким психическим расстройством. При этом в развитых странах количество больных шизофренией может превышать 1 % в популяции.

Шизофрения — это мультифакториальное заболевание, возникающее при сочетании ряда наследственных факторов с влиянием внешней среды. Генетическая предрасположенность при этом играет существенную роль: так, у родственников первой линии больного шизофренией шанс заполучить этот недуг возрастает до 9 % (при общей вероятность 0,5–1 % в популяции), а для монозиготных близнецов вероятность заболеть другому, если болеет один, достигает 80 %. Эффект от воздействия внешнего мира на психику человека чрезвычайно многообразен. С развитием шизофрении ассоциированы социальные факторы, такие как степень урбанизации или положение в обществе. Известно, что это заболевание чаще встречается в развитых странах, но у людей с низким достатком. Влияет и и употребление психоактивных веществ: алкоголь, амфетамины и каннабиноиды напрямую коррелируют с возникновением шизофрении.

Постоянный стресс, спутник многих жителей развитых стран, также относится к внешним триггерам, провоцирующим развитие заболевания. Все эти факторы (как генетические, так и внешней среды) влияют на работу дофаминэргической системы, а на данный момент нарушение дофаминового баланса является главной гипотезой, объясняющей возникновение шизофрении. Описанные выше негативные факторы, связанные с развитием шизофрении, также влияют и иммунную систему. «Есть много исследований, которые показывают, что различные нарушения иммунной системы связаны с развитием шизофрении. Мы пытаемся найти эту связь между изменением конкретных иммунных параметров и симптомами шизофрении», объясняет научный сотрудник лаборатории ферментов репарации ИХБФМ СО РАН, старший преподаватель кафедры молекулярной биологии ФЕН НГУ кандидат биологических наук Евгений Александрович Ермаков. Исследование проводится совместно с сотрудниками НИИ психического здоровья Томского национального исследовательского медицинского центра РАН.

Основное внимание ученые сосредоточили на воспалительных биомаркерах. Одним из них выступает внеклеточная ДНК. В нормальном состоянии ДНК находится внутри клетки, однако при ее гибели ДНК может попадать в межклеточное пространство и кровоток. У человека существует фоновый (нормальный) уровень внеклеточной ДНК, которая удаляется клетками-фагоцитами и специальными ферментами. При масштабном разрушении клеток или при нарушении процессов удаления внеклеточной ДНК фиксируется ее высокая концентрация. «В наших работах мы отметили, что у больных шизофренией уровень внеклеточной ДНК примерно в 1,5 раза выше, чем у здоровых людей», — объясняет аспирант лаборатории ферментов репарации ИХБФМ СО РАН Марк Маркович Меламуд. Эти наблюдения подтверждены данными разных исследований, поэтому анализ концентрации внеклеточной ДНК может стать основой для разработки новых методов диагностики шизофрении.

Графическое представление полученных данных в виде тепловой карты. На рисунке цветом показано увеличение (красная палитра) или снижение (синяя палитра) измеряемых уровней биомаркеров. Каждая строчка представляет показатели отдельного человека. Видно, что среди пациентов выделяется группа людей с высоким уровнем воспаления

Другим маркером воспаления выступают цитокины – это особые белки, регулирующие функции иммунных клеток. Изменение концентрации цитокинов связано с воспалительными реакциями. Ученые проанализировали концентрацию 15 цитокинов в крови пациентов и здоровых людей и выявили увеличение некоторых показателей у пациентов с шизофренией. Полученные данные подтверждают провоспалительное состояние при шизофрении. Более того, удалось показать, что примерно у трети пациентов наблюдаются признаки выраженного провоспалительного состояния. Результаты работы опубликованы в журнале Brain Sciences.

Полученные данные открывают новые направления в терапии. Шизофрения — неизлечимое заболевание. За всю жизнь у больного может быть единичный психотический эпизод и длительная ремиссия, но чаще недуг проявляется в длительных симптомах — тогда нужно постоянное лечение. Сейчас используются антипсихотические препараты. Исследователи предполагают, что подгруппе пациентов с выраженными воспалительными процессами может быть назначена дополнительно противовоспалительная терапия, которая позволит более эффективно сдерживать заболевание.

Источник: «Наука в Сибири»