Археологи исследовали скопления горелого зерна на руинах церкви Бориса и Глеба в новгородском детинце

Археологи исследовали скопления горелого зерна на руинах церкви Бориса и Глеба в новгородском детинце

Рубрика Исследования

Находка обширного скопления горелого зерна при раскопках руин церкви Бориса и Глеба в Новгородском кремле — одно из доказательств, что при новгородских храмах существовали хранилища съестных припасов. Статья о результатах исследования опубликована в 279-м выпуске «Кратких сообщений Института археологии». Выпуск доступен в электронной библиотеке на сайте ИА РАН.

В течение почти векового исследования культурных напластований Новгорода Великого в разных концах города исследователями неоднократно фиксировались многочисленные скопления горелого зерна, которые изучались на доступном тогда техническом и методическом уровне. За это время фактически окончательно оформилось отдельное направление — археоботаника. Исследования, проводимые на новом инструментальном и методическом уровне, позволяют получить больше информации по каждому из таких скоплений.

В ходе архитектурно-археологических исследований западной части руин церкви Бориса и Глеба в южной части Новгородского кремля, проведённых Новгородским архитектурно-археологическим отрядом Института археологии РАН (НААО ИА РАН) в 2020–2021 годах, археологи наткнулись на большое скопление горелого зерна. Оно лежало ровным слоем толщиной от 4 до 14 см на довольно большой площади, около 7,5 кв. м. При этом каких-либо сооружений, подклетов или ёмкостей, к которым могло бы оно относиться зерно, найдено не было. Из этого можно заключить, что зерно попало в слой при разборе в древности находившихся неподалеку и погибших в пожаре построек. Можно осторожно предположить, что зерно хранили в западном несохранившемся деревянном притворе храма.

Уровень залегания позволил отнести скопление горелых злаков ко второй половине XV – началу XVI века. В летописях упоминаются пожары на Софийской стороне — в 1471 и 1490 годах. Результаты радиоуглеродного анализа позволили датировать зерно 1392—1422 годами, и есть вероятность, что зерно сгорело в одном из этих летописных пожаров.

Итоги археоботанического исследования показали, что основу зернового скопления составляет рожь, лишь в небольшом количестве найдены зёрна пшеницы, ячменя, овса, конопли, льна. Также есть редкая находка для Новгорода — семена бобов. Зерно прошло несколько стадий очистки, но сохранившиеся в его составе сорные виды свидетельствуют, что рожь была озимой и, вероятнее всего, местной.

Находка при раскопках руин церкви Бориса и Глеба обширного скопления горелого зерна — одно из доказательств, что при новгородских храмах существовали хранилища съестных припасов. Ранее подобные скопления находили при раскопках на Ярославовом дворище, у церкви Прокопия и у Гридницы. Вероятно, на территории Детинца находилось хранилище запасов ржи. Зерна и семена других растений могли попасть в скопление, например, при использовании или одной и той же площадки для обмолота при переработке разных урожаев, или одних и тех же ёмкостей для их хранения.

Источник: ИА РАН.

Новости Российской академии наук в Telegram →