Авторы лучших школьных проектов конкурса «Человек на Земле» выступили на школе-конференции «Хранители Земли»
Авторы лучших школьных проектов конкурса «Человек на Земле» выступили на школе-конференции «Хранители Земли»
14–15 февраля в России прошла школа-конференция «Хранители Земли». Это финальное мероприятие XIII Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле». Авторы 12 лучших проектов, отобранных из 375 участников конкурса, после ярких выступлений получили ценные призы, а команда из Казани завоевала путевку на «Плавучий Университет» по Волге. Проект получил поддержку Фонда президентских грантов и включен в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий.
Всероссийская школа-конференция «Хранители Земли», посвященная 160-летию В.И. Вернадского, была организована для участников XIII Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле».
Школа прошла в гибридном формате, местом очного сбора стала Университетская гимназия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Учредитель и организатор конкурса – Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию». Соорганизаторы конкурса – Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ имени М.В. Ломоносова и Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». Проект включен в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий и получил поддержку Фонда президентских грантов.
Председатель оргкомитета, вице-президент РАН и научный руководитель химического факультета МГУ академик Степан Калмыков подчеркнул: «Экология – в высшей степени междисциплинарная наука. Нельзя сказать, что она требует знания в какой-то одной области. Нужно знать и химию, и биологию, и геологию, и инженерные науки, и многое другое. Поэтому молодые подрастающие специалисты должны обладать широким взглядом, хорошо разбираться в самых разных областях. Тогда они будут действительно конкурентноспособными учеными и смогут реализовывать очень важные, интересные и полезные проекты».
Поддержала академика Калмыкова и декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ, вице-президент Российского химического общества академик Юлия Горбунова: «Всё самое важное и интересное сейчас в науке происходит на стыке наук. А экология – это то самое прекрасное занятие, которое как раз и показывает, что экологам надо знать и химию, и физику, и биологию, и другие науки. В будущем эти знания очень пригодятся вам для выбора профессии. Она может быть связана и с медициной, и с энергетикой, и со строительством, с безопасностью, с сельским хозяйством – в любом случае вы будете намного большими профессионалами, обладая этими знаниями».
В 2022 году в конкурсе «Человек на Земле» участвовало 375 работ из 45 регионов. Конкурс проходил по четырем номинациям: «Экологические проблемы родного края», «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем», «Этнографические исследования» и «Первые шаги в экологии». Жюри конкурса возглавлял д.б.н., профессор Валерий Снакин (Музей землеведения МГУ). Все лучшие проекты школьников отмечены Дипломами «Хранители Земли». Итоги конкурса опубликованы на сайте: www.chemeco.ru
Для выступлений на школе-конференции жюри отобрало 12 проектов. После каждого доклада слово предоставлялось экспертам, в комментариях которых указывались как его достоинства, так и недоработки; задавался вектор развития для авторов проекта и мотивация других участников для ведения исследовательской деятельности в области экологии, биологии и химии.
Участники школы послушали лекцию «В.И. Вернадский и судьба учения о биосфере», с которой выступил к.геогр.н., сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН Геннадий Аксенов, и рассказ с.н.с. Музея землеведения МГУ и Института географии РАН Алексея Иванова «О “Плавучем университете”».
Все докладчики получат памятные призы – аккумуляторы с подзарядками от ГК «Мегаполисресурс» — ведущего в России переработчика батареек, аккумуляторов и электронного лома. А школы и центры, которые воспитали победителей, получат от Некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию» набор экологических настольных игр – «Монстры-хламонстры» и «Хранители Земли».
Но, пожалуй, главный приз достался ученикам 10 класса гимназии №94 города Казань. Мукменова Алиса, Красничкин Артем и Клавер Альберт вместе с одним из руководителей за работу «Изучение качественных и количественных характеристик зоопланктона на озерах Залесное и Лебяжье (по результатам экспедиций 2020–2021 гг.)» получили от Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского путевку на 10-дневную экспедицию летом текущего года на «Плавучем университете».
Главный редактор журнала «Исследователь/Researcher», канд. псих. наук Алексей Обухов пригласил авторов 9 работ, которые выступили на школе-конференции, представить статьи о своих исследованиях в журнал.
Итоги Конкурса и запись школы будут опубликованы на сайте Некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию» http://www.chemeco.ru/children/
Справка
Цель Конкурса
Формирование экологической культуры подрастающего поколения – важной составной части культуры современного человека, включающей биологические, физические, химические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для осознания единства Человека и Природы.
Задачи
Приобщение детей и подростков к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира. Формирование навыков исследовательской деятельности.
Поддержка детского и юношеского природоохранного движения. Развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем.
Участники конкурса
К участию приглашаются юные экологи, детские экологические коллективы, созданные в школах и учреждениях дополнительного образования детей, при вузах, научных центрах, природных и историко-культурных охраняемых территориях и других организациях. Приветствуется участие семейных коллективов.
Аннотации к некоторым докладам:
Щетинина Кристина из Челябинска учится только в третьем классе, но уже готова поведать миру об уникальности носа коров – им не нужно пробивать уши и вставлять опознавательные дырочки, ведь нос коровы так же индивидуален, как отпечатки пальцев человека, и можно опознавать корову по нему.
С проектом «Наш лес в наших руках» выступила Рябова Ирина из подмосковной деревни. При Малеевской средней школе создано Школьное лесничество «Росток». Его члены, учащиеся школы обеспокоены проблемами лесов: вырубкой, пожарами, неправильным сбором грибов, ягод и прочих лесных даров. Они воспринимают природу как друга, а о друзьях нужно заботиться. Экспертом к докладу выступила Инна Климентьева, старший участковый лесничий Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес».
Работу шестиклассника Михаила Тимохина из Нижнего Тагила о вреде батареек прокомментировал Владимир Мацюк, генеральный директор «Мегаполисресурс». Михаил собрал и обобщил данные о том, почему использованные батарейки нельзя выкидывать в мусорные баки, какой вред может нанести одна батарейка и рассказал, как их правильно утилизировать.
Проект школы из города Ногинска представляет собой экологическую акцию – «Покорми зимой синичку». Школьники изготавливают кормушки своими руками, продают их, а на вырученные деньги покупают корм для птиц. Кроме того, они рассказывают землякам, почему птиц зимой надо подкармливать и чем их кормить. Вместе с учителями они узнают новое о птицах и помогают им пережить зиму. Эту акцию дети придумали сами в рамках школьной организации «Юные исследователи природы». Интересную и очень познавательную рецензию этой работы представила Юлия Горелова, директор НП «Содействие развитию орнитологии – “Птицы и люди”».
Еще один проект, связанный с птицами, сделал Андрей Антоненко из Рязани. Мальчик рассказал, какие виды дятлов встречаются в Рязанской области, как они расселяются и как отличить один вид от другого. В докладе Андрея систематизированы его наблюдения за птицами. Экспертизу проекта провел Евгений Мельников, к.б.н., доцент кафедры морфологии и экологии животных Саратовского государственного университета, член Союза охраны птиц России.
Третьеклассник Цветов Данил из Ульяновска в своем выступлении представил фильм, который снимал его папа-оператор. Он подготовил материал на тему «Чистота Волги в наших руках» и в трогательном видеоролике показал красоту природы великой реки и свой проект по очистке берега от мусора. Вместе с отцом и дедом он часто ходит на рыбалку на Волгу – это их семейное хобби, но не для того, чтобы ловить рыбу, а чтобы восхититься силой и красотой великой реки и побыть с ней наедине.
Другое выступление, которое было сопровождено познавательным фильмом – презентация от молодёжного движения «Экопоколение» имени Галины Павловны Сапожниковой» из города Пущино-на-Оке. Уже 15 лет это движение проводит летние экологические экспедиции «Строим Экодом». В ходе экспедиций школьники изучают экологические законы и возможности их применения в быту и делают исследовательский проект, который был представлен на школе-конференции.
Всероссийская школа-конференция «Хранители Земли», посвященная 160-летию В.И. Вернадского, была организована для участников XIII Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле».
Школа прошла в гибридном формате, местом очного сбора стала Университетская гимназия Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Учредитель и организатор конкурса – Некоммерческое партнерство «Содействие химическому и экологическому образованию». Соорганизаторы конкурса – Химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Университетская гимназия (школа-интернат) МГУ имени М.В. Ломоносова и Межрегиональное общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». Проект включен в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий и получил поддержку Фонда президентских грантов.
Председатель оргкомитета, вице-президент РАН и научный руководитель химического факультета МГУ академик Степан Калмыков подчеркнул: «Экология – в высшей степени междисциплинарная наука. Нельзя сказать, что она требует знания в какой-то одной области. Нужно знать и химию, и биологию, и геологию, и инженерные науки, и многое другое. Поэтому молодые подрастающие специалисты должны обладать широким взглядом, хорошо разбираться в самых разных областях. Тогда они будут действительно конкурентноспособными учеными и смогут реализовывать очень важные, интересные и полезные проекты».
Поддержала академика Калмыкова и декан факультета фундаментальной физико-химической инженерии МГУ, вице-президент Российского химического общества академик Юлия Горбунова: «Всё самое важное и интересное сейчас в науке происходит на стыке наук. А экология – это то самое прекрасное занятие, которое как раз и показывает, что экологам надо знать и химию, и физику, и биологию, и другие науки. В будущем эти знания очень пригодятся вам для выбора профессии. Она может быть связана и с медициной, и с энергетикой, и со строительством, с безопасностью, с сельским хозяйством – в любом случае вы будете намного большими профессионалами, обладая этими знаниями».
В 2022 году в конкурсе «Человек на Земле» участвовало 375 работ из 45 регионов. Конкурс проходил по четырем номинациям: «Экологические проблемы родного края», «Глобальные проблемы биосферы в зеркале конкретных экосистем», «Этнографические исследования» и «Первые шаги в экологии». Жюри конкурса возглавлял д.б.н., профессор Валерий Снакин (Музей землеведения МГУ). Все лучшие проекты школьников отмечены Дипломами «Хранители Земли». Итоги конкурса опубликованы на сайте: www.chemeco.ru
Для выступлений на школе-конференции жюри отобрало 12 проектов. После каждого доклада слово предоставлялось экспертам, в комментариях которых указывались как его достоинства, так и недоработки; задавался вектор развития для авторов проекта и мотивация других участников для ведения исследовательской деятельности в области экологии, биологии и химии.
Участники школы послушали лекцию «В.И. Вернадский и судьба учения о биосфере», с которой выступил к.геогр.н., сотрудник Института истории естествознания и техники имени С.И. Вавилова РАН Геннадий Аксенов, и рассказ с.н.с. Музея землеведения МГУ и Института географии РАН Алексея Иванова «О “Плавучем университете”».
Все докладчики получат памятные призы – аккумуляторы с подзарядками от ГК «Мегаполисресурс» — ведущего в России переработчика батареек, аккумуляторов и электронного лома. А школы и центры, которые воспитали победителей, получат от Некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию» набор экологических настольных игр – «Монстры-хламонстры» и «Хранители Земли».
Но, пожалуй, главный приз достался ученикам 10 класса гимназии №94 города Казань. Мукменова Алиса, Красничкин Артем и Клавер Альберт вместе с одним из руководителей за работу «Изучение качественных и количественных характеристик зоопланктона на озерах Залесное и Лебяжье (по результатам экспедиций 2020–2021 гг.)» получили от Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского путевку на 10-дневную экспедицию летом текущего года на «Плавучем университете».
Главный редактор журнала «Исследователь/Researcher», канд. псих. наук Алексей Обухов пригласил авторов 9 работ, которые выступили на школе-конференции, представить статьи о своих исследованиях в журнал.
Итоги Конкурса и запись школы будут опубликованы на сайте Некоммерческого партнерства «Содействие химическому и экологическому образованию» http://www.chemeco.ru/children/
Справка
Цель Конкурса
Формирование экологической культуры подрастающего поколения – важной составной части культуры современного человека, включающей биологические, физические, химические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для осознания единства Человека и Природы.
Задачи
Приобщение детей и подростков к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному обращению с объектами и явлениями окружающего мира. Формирование навыков исследовательской деятельности.
Поддержка детского и юношеского природоохранного движения. Развитие у подростков чувства причастности к решению экологических проблем.
Участники конкурса
К участию приглашаются юные экологи, детские экологические коллективы, созданные в школах и учреждениях дополнительного образования детей, при вузах, научных центрах, природных и историко-культурных охраняемых территориях и других организациях. Приветствуется участие семейных коллективов.
Аннотации к некоторым докладам:
Щетинина Кристина из Челябинска учится только в третьем классе, но уже готова поведать миру об уникальности носа коров – им не нужно пробивать уши и вставлять опознавательные дырочки, ведь нос коровы так же индивидуален, как отпечатки пальцев человека, и можно опознавать корову по нему.
С проектом «Наш лес в наших руках» выступила Рябова Ирина из подмосковной деревни. При Малеевской средней школе создано Школьное лесничество «Росток». Его члены, учащиеся школы обеспокоены проблемами лесов: вырубкой, пожарами, неправильным сбором грибов, ягод и прочих лесных даров. Они воспринимают природу как друга, а о друзьях нужно заботиться. Экспертом к докладу выступила Инна Климентьева, старший участковый лесничий Клинского филиала ГКУ МО «Мособллес».
Работу шестиклассника Михаила Тимохина из Нижнего Тагила о вреде батареек прокомментировал Владимир Мацюк, генеральный директор «Мегаполисресурс». Михаил собрал и обобщил данные о том, почему использованные батарейки нельзя выкидывать в мусорные баки, какой вред может нанести одна батарейка и рассказал, как их правильно утилизировать.
Проект школы из города Ногинска представляет собой экологическую акцию – «Покорми зимой синичку». Школьники изготавливают кормушки своими руками, продают их, а на вырученные деньги покупают корм для птиц. Кроме того, они рассказывают землякам, почему птиц зимой надо подкармливать и чем их кормить. Вместе с учителями они узнают новое о птицах и помогают им пережить зиму. Эту акцию дети придумали сами в рамках школьной организации «Юные исследователи природы». Интересную и очень познавательную рецензию этой работы представила Юлия Горелова, директор НП «Содействие развитию орнитологии – “Птицы и люди”».
Еще один проект, связанный с птицами, сделал Андрей Антоненко из Рязани. Мальчик рассказал, какие виды дятлов встречаются в Рязанской области, как они расселяются и как отличить один вид от другого. В докладе Андрея систематизированы его наблюдения за птицами. Экспертизу проекта провел Евгений Мельников, к.б.н., доцент кафедры морфологии и экологии животных Саратовского государственного университета, член Союза охраны птиц России.
Третьеклассник Цветов Данил из Ульяновска в своем выступлении представил фильм, который снимал его папа-оператор. Он подготовил материал на тему «Чистота Волги в наших руках» и в трогательном видеоролике показал красоту природы великой реки и свой проект по очистке берега от мусора. Вместе с отцом и дедом он часто ходит на рыбалку на Волгу – это их семейное хобби, но не для того, чтобы ловить рыбу, а чтобы восхититься силой и красотой великой реки и побыть с ней наедине.
Другое выступление, которое было сопровождено познавательным фильмом – презентация от молодёжного движения «Экопоколение» имени Галины Павловны Сапожниковой» из города Пущино-на-Оке. Уже 15 лет это движение проводит летние экологические экспедиции «Строим Экодом». В ходе экспедиций школьники изучают экологические законы и возможности их применения в быту и делают исследовательский проект, который был представлен на школе-конференции.