Базовые школы РАН обеспечивают инженерно-технологическое развитие школьников
Базовые школы РАН обеспечивают инженерно-технологическое развитие школьников
Участники проекта «Базовые школы РАН», осуществляя ориентацию обучающихся на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, решают задачи инженерно-технологического развития школьников. Для этого используются различные возможности, включая:
- часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений и предусматривающую создание предпрофильных и профильных классов, классов с углубленным изучением отдельных предметов;
- план внеурочной деятельности (как правило, в рамках общеинтеллектуального и социального направлений развития обучающихся);
- дополнительные общеобразовательные программы, приоритетными из которых являются программы технической направленности;
- образовательные инициативы партнеров базовых школ РАН, которыми выступают ведущие вузы и научные организации нашей страны, Образовательный Фонд «Талант и Успех» и его региональные центры, Кванториумы, производственные предприятия и другие.
Например, в БОУ г. Омска «Лицей № 64» в соответствии с Концепцией проекта создания базовых школ РАН и с учетом социального запроса участников образовательных отношений обучающимся начальной школы предлагаются программы следующих курсов и кружков: «Занимательная математика», «Геометрия вокруг нас», «Логика», «Магия чисел», «Инженерная школа «Куборо», «Робототехника и 3D моделирование», «Основы исследовательской деятельности». Это позволяет с первых дней обучения в лицее через проектную деятельность активизировать личностный потенциал, развивать у учащихся умения исследовательской деятельности. В основной школе реализуются программы внеурочной деятельности «EV3 для начинающих», «Соревновательная робототехника», «Виртуальная робототехника» и программа «МиК» (математика и конструирование). В 9-11 классах логическим продолжением вариативного содержания образования выступают курсы внеурочной деятельности «Математическое моделирование различных процессов», «3D-моделирование», «Виртуальная робототехника». Новым вектором развития лицея стала программа инженерно-политехнического образования обучающихся, которая направлена на формирование у обучающихся системы знаний о современном производстве и лежащих в ее основе взаимосвязанных понятиях естественных, технических, общественных наук и математики, законов природы, общества, деятельности человека. В рамках этой программы в лицее действуют курсы и кружки робототехники, где происходит применение полученных знаний в области программирования, реализуются межпредметные практико-ориентированные проекты, осуществляется активная подготовка к робототехническим соревнованиям. Другим актуальным аспектом реализации проекта инженерно-политехнического образования стала разработка авторских программ и реализация курсов «МиК» и «Инженерная школа «Куборо».
В Лицее № 15 имени академика Юлия Борисовича Харитона г. Сарова Нижегородской области действует система дополнительного образования, включающая около 20 программ по шести направлениям развития обучающихся (реализуемых, в том числе, в рамках кружковой деятельности). Благодаря этому всем детям предоставляются широкие возможности для формирования индивидуальных образовательных маршрутов и реализации разнообразных интересов, способностей, талантов. Наиболее востребованными в лицее являются программы технической направленности, которые посещают около 40% обучающихся. В рамках освоения образовательных программ учащиеся могут не только развить определенные «жесткие» навыки (применение различных графических программ, моделирование, конструирование, съемка и монтаж видео и многое другое), но и заложить основу для дальнейшего развития «гибких» компетенций в процессе коллективной работы, выполнения индивидуальных проектов, подготовки к конкурсам, конференциям и соревнованиям.
В Математическом лицее г. Хабаровска действуют кружки, куда обучающиеся вовлекаются в соответствии со своими предпрофессиональными интересами по следующим проектным направлениям: естественно-научное, технологическое, экономическое, гуманитарное. Педагогические работники вузов и лицея курируют каждое проектное направление, консультируют учащихся, проводят экспертную оценку их работ. Например, опыт принятия и обоснования самостоятельных решений ученики могут приобрести в кружке «Бизнес-проектирование». Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. На занятиях ученики знакомятся с основами организации предпринимательской деятельности, моделями выбора тех или иных форм организации бизнеса, механизмами финансового и социального обоснования эффективности бизнеса.
Квалифицированные специалисты проводят кружки-лаборатории и практические занятия по выполнению научно-исследовательских работ для обучающихся БОУ г. Омска «Гимназия № 19» по широкому спектру тематических направлений, среди которых: основы химических методов исследования веществ, лабораторные методы экологических исследований, финансовая математика, экономика и бизнес, основы химических методов исследования веществ, лабораторные методы экологических исследований, машинные методы обучения и искусственный интеллект. Важным направлением деятельности гимназии стало выполнение учащимися научно-исследовательских работ под руководством преподавателей вузов, а также представление результатов на конкурсах и конференциях.
В Шуховском лицее Белгородской области действует экосистема профильной школы, которая обеспечивает включение старшеклассников в процесс непосредственного общения с «миром профессий», ориентированного на оформление ими своего личностного отношения как к конкретной профессии, так и профессиональной деятельности в целом. Лицей участвует в региональном проекте «Создание IT-классов в общеобразовательных учреждениях Белгородской области», в рамках реализации которого ежегодно создаются специализированные информационно-технологические классы, где старшеклассники осваивают образовательную программу технологического профиля с углубленным изучением математики, информатики, физики. Помимо школьных занятий для ребят организуются субботние кружки и курсы по программированию, Web-дизайну, сайтостроению, 3-D моделированию, которые ведут преподаватели вузов и специалисты IT-компаний. Кроме того, для ребят организуются каникулярные проектные смены IT-holidays, встречи с представителями реального сектора экономики, посещение фирм и организаций.
В базовой школе РАН Лицее № 87 имени Л.И. Новиковой г. Нижний Новгород реализуется проект «Школа интеллектуального воспитания», в рамках которого младшим школьникам предлагается программа «Формирование креативности учащихся начальной школы» (модули: система интеллектуальных игр «Игра – дело серьёзное»; «Я познаю мир» – исследовательская деятельность учащихся как средство развития креативности; «Решение нестандартных задач в рамках ТРИЗ»); программа «Развитие креативности учащихся начальной школы в области решения современных актуальных научно-технических проблем через разработку действующих электромеханических моделей современной техники с элементами рационализации и изобретений». Для подростков действуют общеразвивающие дополнительные программы, программы исследовательских и проектных работ в физико-математическом, химико-биологическом, инженерно-техническом и других направлениях: «Компьютерное моделирование для решения актуальных задач», «Решение нестандартных задач по физике и математике»; «Проектно-исследовательская деятельность в биологии»; «Проектно-исследовательская деятельность в химии»; «Основы инженерной графики».
В Химкинском лицее Московской области с целью ранней профориентации учащихся в программе внеурочной деятельности основного общего образования представлены курсы: «Занимательная математика», «Робототехника», «Экспериментальная география», «Проектная деятельность», «Финансовая грамотность». Важное место занимает учебный курс «Научно-исследовательская учебная деятельность», результатом освоения которого становится защита обучающимися индивидуального исследовательского проекта. В лицее создана уникальная образовательная среда, мотивирующая обучающихся принимать активное участие в различных интеллектуальных соревнованиях, выстроена система подготовки к олимпиадам различных уровней.
На уровне начального общего образования в ОГБОУ «Лицей № 9 г. Белгорода» введены курсы «Учусь создавать проект», «Развитие познавательных способностей» по раннему выявлению и поддержке исследовательских способностей обучающихся. На дальнейшее развитие проектных и исследовательских компетенций и возможность применять их направлен курс «Наглядная геометрия». В учебный план основного общего образования включен пропедевтический курс «Химия». Расширен спектр образовательных программ курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования. Педагоги лицея разработали дополнительные общеразвивающие программы, содержащие метапредметные модули: «Математика для информатики» и «Актуальные темы информатики» (естественнонаучная направленность); «Проектная робототехника. Старт в науке» (техническая направленность). 24 направления урочной и внеурочной деятельности позволяют вовлечь всех обучающихся лицея в исследовательскую и проектную деятельности на основе индивидуального выбора в зависимости от научных интересов и способностей.
В другой базовой школе РАН – МБОУ «Лицей «Физико-техническая школа» города Обнинска Калужской области на уровне 5-7 классов действуют пропедевтические курсы по информатике, геометрии, естествознанию, химии, робототехнике. В 8-9 классах во внеурочной деятельности обучающимся предлагается олимпиадная школа по математике, физике, химии, информатике. Кроме того, дети включаются в исследовательскую и проектную деятельность; проводятся летние профильные школы с привлечением кадровых и материально-технических ресурсов ИАТЭ НИЯУ МИФИ и других образовательных учреждений г. Обнинска. Для старшеклассников организована олимпиадная школа по предметам естественно-научного цикла, осуществляется исследовательская и проектная деятельность в соответствии с профилем обучения. Благодаря участию в проекте «Базовые школы РАН» учащиеся имеют возможность посещать мероприятия, проводимые командой профессионалов – учеными Российской академии наук и специалистами Фонда им. Миклухо-Маклая, МГУ и Российского химического общества имени Д.И. Менделеева.
Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся – приоритетное направление деятельности ГБОУ МО «Сергиево-Посадский физико-математический лицей», в котором на постоянной основе функционирует научное общество учащихся «Исследователь» – добровольное объединение учеников 9-11 классов, призванное активизировать работу по пропаганде научных знаний, профессиональной ориентации и привлечению обучающихся к исследовательской, поисковой работе, проектному творчеству. Руководителями-наставниками обучающихся при выполнении исследовательской работы являются как учителя лицея, так и специалисты – сотрудники вузов и научно-исследовательских институтов Москвы и Московской области. Хорошо оснащенные физические и компьютерные лаборатории лицея позволяют проводить теоретические и экспериментальные исследования, являющиеся неотъемлемой частью любой серьезной научной работы, особенно в области технических, физико-математических и естественно-научных дисциплин. Полученные результаты ребята публикуют в рецензируемых изданиях и на некоторые получают патент; авторы ряда работ продолжили или собираются продолжать начатые исследования в вузах.
Исследовательская деятельность обучающихся Лицея № 41 города Ижевска Удмуртской Республики осуществляется, начиная с начальной школы. На протяжении каждого учебного года организована работа кружков «Юный исследователь» и «Введение в экологию», действуют лектории для родителей «Азы исследовательской и проектной деятельности». Классными руководителями проводятся мини-конференции с целью выявления наиболее актуальных, значимых и завершенных проектов и исследований учеников для участия в школьном этапе научно-практической конференции «Паруса науки». В основной школе свою деятельность осуществляют предметные лаборатории, сотрудники которых обеспечивают научное руководство исследовательскими и проектными работами обучающихся. В старшей школе проектно-исследовательская деятельность сопровождается курсом «Индивидуальный проект», при этом усиливается глубина и научная значимость работ, в роли научных руководителей выступают преимущественно преподаватели вузов.
Таким образом, в базовых школах РАН в урочной, внеурочной деятельности и дополнительном образовании, с использованием возможностей социальных партнеров создаются и успешно действуют программы курсов, факультативов, кружков, обеспечивающих инженерно-технологическое развитие школьников. Реализуется принцип горизонтальных связей людей, идей и ресурсов, решаются задачи повышения уровня функциональной грамотности обучающихся в технологической сфере, формирования осознанного выбора профессионального и жизненного пути в сфере науки и высоких технологий, что в полной мере соотносится с основными идеями Национальной технологической инициативы.
Примечание: Информация подготовлена на основании материалов, поступивших от базовых школ РАН для включения в сборник «Базовые школы РАН: опыт и перспективы реализации проекта. Выпуск 2. М.: РАН. – 2022».