Академия

Член-корреспондент Михаил Михайлов: гепатит во всем мире по-прежнему входит в первую десятку по количеству заболевших и летальных исходов

Член-корреспондент Михаил Михайлов: гепатит во всем мире по-прежнему входит в первую десятку по количеству заболевших и летальных исходов

Рубрика Отделение медицинских наук

28 июля в мире отмечают День борьбы с гепатитом. Почему одни больные в одночасье желтеют, как лимон, а другие долгое время даже не подозревают о том, что их печень поражена? Возможно ли сейчас полностью излечиться от гепатита? С этими вопросами корреспондент РИА Новости обратился к известному российскому эпидемиологу, члену-корреспонденту РАН, главному научному сотруднику ФБУН ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Михаилу Михайлову.

«Лукавая статистика»: гепатит с эффектом айсберга

Заболеваемость относительно высокая и относительно низкая – вот так противоречиво ученые характеризуют ситуацию с заболеваемостью гепатитом в мире.

«В настоящее время у нас самые низкие показатели, которые были зафиксированы за многие годы. Но здесь кроется эффект айсберга: мы видим только надводную часть, где фиксируются острые заболевания, а подводную, где скрыты хронические формы инфекции, мы не видим», – пояснил профессор Михайлов.

Статистика показывает, что в России в 2022 году было зарегистрировано 2307 больных гепатитом А, 428 больных гепатитом В, 1094 больных гепатитом С, а гепатитом Е вообще очень мало – всего 75 человек.

Браслет с надписью «Нет гепатита» во время мероприятий, приуроченных ко Всемирному дню борьбы с гепатитом в Лондоне. Источник фото: РИА Новости.

Всемирный день борьбы с гепатитом

Однако, как утверждает ученый, эта статистика несколько лукавая, поскольку отражает только случаи острого гепатита, но для гепатитов характерны как острые, так и хронические формы. Кроме того, в официальной статистике регистрируются только впервые выявленные случаи хронического гепатита. Если же посмотреть суммарно, то в России проживает от 1,5 до 3 млн больных хроническим гепатитом С и примерно 3 млн больных хроническим гепатитом В.

При этом, по словам эксперта, гепатит во всем мире по-прежнему входит в первую десятку по количеству заболевших и летальных исходов, причем в России относительно невысокие показатели летальности.

«Но это скорее связано с особенностями постановки диагноза. У нас зачастую не учитывается влияние гепатита В или С на сопутствующие заболевания, приводящие к смерти пациента. Например, есть исследование, которое четко показывает, что женщины, больные раком молочной железы, имеющие антиген к гепатиту В, умирают чаще, чем те, кто антигена не имеет», – отметил эпидемиолог.

Между тем во всем мире считается, что наибольшее количество случаев заражения связано с гепатитом В: им поражено порядка 300 млн человек.

Всего же вирусных гепатитов пять (А, В, С, D и Е), и каждый опасен по-своему. Клинически он может протекать как бессимптомно, так и в среднетяжелой форме, тяжелой, но самая фатальная форма вирусного гепатита – фульминантный гепатит (молниеносный), когда, как образно выразился ученый, печень человека тает, как кусочек сахара в стакане чая.

Трагедия. Случайность. Подвиг

Как любое социально значимое заболевание, гепатит имеет свои трагические и героические страницы истории.

Во время Первой мировой войны был широко распространен так называемый, окопный гепатит, его еще называли желтухой солдат. Медики отчаянно пытались выделить сам вирус, и тогда в фашистской Германии в лагерях проводился страшный эксперимент на людях – пленных сознательно заражали гепатитом, чтобы найти и исследовать вирус. Вирус так и не нашли, а людей, которые ставили эти изуверские опыты, впоследствии осудили.

Погоня за вирусом гепатита была во всем мире. Наконец, в 1964 году великий американский исследователь Бламберг выявил антиген, который был ассоциирован с гепатитом. Самое любопытное, что изначально он не ставил перед собой цель угнаться за вирусом гепатита. Бламберг занимался генетикой иммунного ответа и ставил перед собой масштабную научную задачу – найти маркер, с помощью которого можно было бы определять национальность человека. Он исследовал сыворотки людей разных национальностей, а в качестве антисыворотки использовал кровь больных гемофилией.

Структура вируса гепатита В. © Depositphotos.com / rob3000.

Вот так совершенно случайно он обнаружил антиген, который наиболее часто выявлялся у австралийских аборигенов. Он так его и назвал – австралийский антиген, и именно этот антиген оказался связан с вирусом гепатита В. Более того, ученый доказал, что этот антиген может быть использован не только для диагностики гепатита В, но и для создания вакцины против данного вируса. За это Бламбергу вручили Нобелевскую премию.

Между тем советский ученый, который позже открыл еще один тип гепатита – гепатит Е, академик Михаил Балаян Нобелевскую премию так и не получил, хотя и совершил настоящий научный подвиг.

В 1980-х годах, когда советские войска вошли в Афганистан, среди солдат стали замечать необычные случаи желтухи, которые не могли быть связаны с гепатитом А, поскольку у военнослужащих уже был иммунитет к этой инфекции. Балаян предположил, что это какая-то новая форма гепатита, и, чтобы это доказать, провел опыт по самозаражению.

Он выпил растворенный в кефире экстракт, полученный из выделений больных девяти советских солдат. После этого у ученого развился самый настоящий гепатит с желтухой и прочими симптомами. Во время болезни он выделил вирус и описал его с помощью электронной микроскопии.

Причиной гепатита А и Е может стать употребление в пищу загрязненных пищевых продуктов и воды, в которую попали фекалии инфицированных людей. Гепатит А не приводит к развитию хронической формы болезни печени и редко заканчивается смертельным исходом, но может сопровождаться тяжелыми симптомами.

«Мы все стали вакцинозависимыми»

Вакцина от гепатита В – та самая вакцина, которую человек получает в первые 12–24 часа своей жизни. 120–130 млн россиян вакцинировано от вируса гепатита В. Возникает вопрос: почему же при таких масштабах вакцинации инфекцию до сих пор не удалось искоренить.

Вирус гепатита B и молекула ДНК. © Depositphotos.com / katerynakon.

«Нет пределов совершенству. Да, вакцина крайне эффективна, она доступна и используется во всем мире. Но нельзя забывать, что в каждой стране существует так называемое антивакцинальное лобби, которое выступает против вакцинации. Время от времени происходит вброс информации, дескать, вакцина от гепатита В может вызвать развитие аутизма. Франция по этой причине даже на какое-то время отменяла вакцинацию новорожденных. Потом во всем мире было доказано, что аутизм никак не связан с вакциной против гепатита В. После этого пытались связать вакцинацию с возникновением синдрома хронической усталости. Позже опять все опровергли», – рассказал Михаил Михайлов.

При этом он призвал никогда не слушать дилетантов и противостоять антивакцинальному лобби.

«Мы все должны понимать, что стали вакцинозависимыми людьми, вакцинироваться надо в обязательном порядке», – подчеркнул ученый.

Татуировка Памелы Андерсон

Если против гепатита В человечество научилось бороться с помощью эффективной вакцины, то гепатит С оказался в этом смысле более коварным.

У людей, которые заболевают острым гепатитом С, в 80 % случаев развивается хроническая форма гепатита, который чреват циррозом печени. Причем поначалу гепатит протекает достаточно легко, в большинстве случаев незаметно для человека – на один желтушный случай приходится 10 безжелтушных форм. А вот вакцину против этого типа вируса до сих пор создать не удается.

Гепатит В, С и D в основном передается от больного человека через жидкости его организма: кровь и сперму. Обычно заражение происходит при переливании крови от инфицированного донора при использовании нестерильных хирургических, стоматологических, маникюрных инструментов, загрязненных предметов личной гигиены, например бритвы, шприцов. Гепатит В также передается ребенку от матери во время родов, ребенку от члена семьи, от партнера партнеру при сексуальных контактах.

«Этот тип вируса достаточно молодой. Его приход в нашу страну совпал с периодом резкого подъема использования наркотиков. Плюс сексуальная революция, разгул проституции. Это было ужасное время самодельных наркотиков, многоразовых игл и пр. Между тем если мы построим линейку инфекционности, то вирус гепатита С окажется в 10 раз более устойчив и более инфекционен, чем ВИЧ. Человеку необязательно быть законченным наркоманом. Никогда не забуду, как в московскую инфекционную больницу привезли двух девушек, которые всего лишь раз попробовали наркотик и сразу заразились гепатитом С», – вспоминает ученый.

Татуировки и пирсинг – еще один способ заражения. Классический пример: американская актриса Памела Андерсон, когда в очередной раз выходила замуж за рок-музыканта, сделала совместную с ним татуировку на руках – терновый венок. Как оказалось, ее муж на тот момент уже был болен гепатитом С и заразил ее, поскольку татуировку делали одной иглой. Памела Андерсон боролась с инфекцией почти 15 лет, но сумела полностью излечиться.

Актриса Памела Андерсон. © AP Photo / Michael Probst.

Профессор Михайлов подтверждает: «Несмотря на то что до сих пор не существует вакцины от гепатита С, в медицине в последние годы достигнут потрясающий прогресс в области лечения этого недуга».

По его словам, современные препараты из группы ингибиторов полимеразы РНК в 95–98 % случаев дают полное выздоровление. Эта удивительная цифра показывает, что найден очень эффективный способ лечения гепатита, полагает ученый.

Источник: РИА Новости.

Новости Российской академии наук в Telegram →