Демографический бум лошадей привел к мобильности людей и изменил войны

Международный коллектив учёных выяснил, как произошла революция в коневодстве, которая привела к многократному увеличению мобильности людей, изменила развитие цивилизации, произвела революцию в войнах и позволила домашним лошадям распространиться на планете. В число исследователей вошли представители нескольких российских научных учреждений, в том числе  Института экологии растений и животных УрО РАН, Уральского федерального университета им. первого президента России Б,Н. Ельцина, Зоологического института РАН, Археологического института РАН, Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН, Института истории материальной культуры РАН и других.

Чтобы определить причину изменений, 133 исследователя по всему миру изучили самую большую базу данных геномов древних (475) и современных (124) лошадей. Данные отобрали за более чем 50 000 лет — это самая длительная хронология (от эпохи мамонтов до современности), которую когда-либо удалось изучить. Выводы и методику исследования ученые опубликовали в журнале Nature.

Одомашнивание лошадей произошло в третьем тысячелетии до нашей эры

«Доместикация лошадей произошла в третьем тысячелетии до н. э. в степях между Волгой и Днепром. Собственно, там появились современные домашние лошади, которые затем распространились по всему миру. И сегодня все домашние лошади — потомки тех одомашненных лошадей. Но дело в том, что примерно 500 лет эти лошади существовали только в одном регионе, никуда не расселяясь. И в 2 200 году до н. э. произошло что-то, что дало толчок быстрому расселению лошадей по всему миру. За примерно 200 лет люди с одомашненными лошадьми дошли до территории современной Челябинской области, Казахстана, расселились в Западной Европе и на Ближнем Востоке. А потом еще примерно через 400–500 лет дошли до Китая и Индии», — поясняет соавтор исследования, ведущий научный сотрудник лаборатории естественнонаучных методов в гуманитарных исследованиях УрФУ и старший научный сотрудник Института экологии растений и животных УрО РАН Павел Косинцев.

Мигрировать людям и лошадям с высокой скоростью помогло то, что человек придумал, как увеличить скорость размножения лошадей, выяснили ученые. Прийти к таким выводам позволили несколько фактов. Во-первых, точно установили, что до 2 200 года до н. э. на территории Поволжья, Урала, Западной Европы и Ближнего Востока домашних лошадей не было. В то время там обитали только дикие лошади. Во-вторых, провели реконструкцию демографической структуры, с помощью которой удалось установить скорость воспроизведения лошадей.

«Оказалось, что человек сумел снизить возраст размножения лошадей в 1,5 раза. Иными словами, в природе дикие лошади вступают в размножение в возрасте 7–8 лет, а человек заставил лошадей вступать в размножение в 4–5 лет, поэтому количество особей начало резко увеличиваться. Произошел, можно сказать, демографический взрыв лошадей. При этом увеличивалось количество особей с близкородственными генами, потому что люди скрещивали лошадей, условно, из одного табуна. В дикой природе у лошадей нет близкородственного скрещивания, потому что существует специальный механизм, который предотвращает ухудшение генетического состава и деградацию вида», — рассказывает Павел Косинцев.

Демографический бум лошадей позволил населению мигрировать, началось быстрое веерное расселение человека и распространение домашних лошадей по миру.

Какие обстоятельства заставили человека изменить традиционный способ разведения лошадей, пока точно не установлено. Ученые полагают, что главным фактором (помимо присущего всем биологическим видам стремления расселяться), мог быть климатический аспект. Как поясняют учёные, примерно в это время на короткий период — буквально десятки лет — произошло резкое усыхание климата: увеличение температуры и уменьшение количества осадков. Поэтому на большинстве территорий численность населения сократилась. Когда снова наступили благоприятные условия, появились огромные малозаселенные пространства, и люди, которые имели домашних лошадей (на территории от Волги до Днепра), поняли, что могут заселить свободные территории.

«По сути, нам удалось выяснить, как произошла революция в коневодстве, которая привела к ускорению развития цивилизации. Быстрое воспроизводство одомашненных лошадей сродни созданию паровоза и железных дорог, которые позволили стать мобильнее и быстро освоить новое пространство. А увеличение скорости перемещения людей привело, с одной стороны, к ускоренному обмену информацией, а с другой — к революции в военном деле, к более страшным войнам, чем раньше. Потому что одно дело воевать пешком, а другое — на лошадях», — заключает Павел Косинцев.

Текст: Анна Маринович.