Древняя Шалаболинская писаница в Красноярском крае сохранена в формате 3D-тура

Древняя Шалаболинская писаница в Красноярском крае сохранена в формате 3D-тура

Рубрика Популярная наука

В Красноярском крае на реке Тубе уже в течение полутора веков исследователи вновь и вновь изучают труднодоступную Шалаболинскую писаницу. Теперь попасть туда проще благодаря разработанному новосибирским археологами виртуальному туру.

Шалаболинская писаница расположена юге Красноярского края, на реке Тубе, правом притоке Енисея. Это один из самых больших и один из самых древних памятников с петроглифами в Минусинской котловине. Изображения расположены на протяжении нескольких километров, на разных ярусах прибрежного скального массива.

ИАЭТ_Шалаболино_1.png

Люди начали оставлять на писанице изображения ещё семь тысяч лет назад, в эпоху неолита, и продолжали посещать святилище вплоть до этнографической современности. Самые древние петроглифы Шалаболинской писаницы — это изображения диких животных, на которых люди охотились. В пришедшую затем эпоху бронзы на памятнике возникли изображения окуневской археологической культуры, сделанные краской. «Окуневцы» были земледельцами и скотоводами и создали сложную мифологию. В центре их сюжетов обычно личины — изображения лиц людей или божеств, а также образы фантастических хищников. Позднее, в раннем железном веке на Шалаболинских скалах появилось воинственное население тагарской археологической культуры, оставившее после себя изображения боевых сцен, воинов с вооружением.

Изображение оленя в «скелетной манере»

Иногда авторы изображений считали нужным дополнить образы других эпох. Например, на одной из плоскостей в центре памятника в эпоху ранней бронзы были нанесены фигуры людей. Некоторые из них были с хвостами, в рогатых головных уборах, держали в руках ритуальные предметы. Тысячелетия спустя, в эпоху развитой бронзы, художник окуневской археологической культуры добавил одному из этих персонажей расходящиеся от головы солнечные лучи, что было для «окуневцев» одним из важнейших сакральных символов. Изображение приобрело для современников новое важное значение.

Батальная сцена «скифского» времени

Наиболее полный набор эстампажей — то есть оттисков — с подробным описанием петроглифов впервые сделал известный исследователь наскального искусства Среднего Енисея А.В. Адрианов. Планомерное изучение памятника было начато конца 1970-х экспедицией Кемеровского госуниверситета под руководством Б. Н. Пяткина, продолжено в 2000-е командой А.Л. Заики и в 2010-е — сотрудниками Института археологии и этнографии СО РАН. Сегодня исследования проводятся с применением современных естественнонаучных и цифровых методов, что позволяет датировать изображения разных эпох и изучать их «взаимодействие» в многослойных композициях — палимпсестах.

Изображение охотников с луком, этнографическое время

Увидеть памятник древней культуры можно в формате 3D-путешествия, созданного при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».

Источник: ИАЭТ СО РАН.

Новости Российской академии наук в Telegram →