Генетики опровергли стереотип об азиатском происхождении скифов

Рубрика Исследования

Российские генетики во главе с учёными из научного центра генетики и наук о жизни Научно-технологического университета «Сириус», вопреки устоявшимся стереотипам, показали европейское происхождение древнего народа. Также исследователи изучили распространение «скифской болезни» — непереносимость фруктозы. Все анализы выполнены на базе отечественных лабораторий. Результаты научной работы опубликованы в журнале Science Advances.

Учёные расшифровали данные большого количества образцов ДНК людей, найденных в памятниках скифской культуры, которые относятся к разным периодам бронзового и раннего железного веков. Результаты исследований позволили сделать ряд неожиданных выводов. В том числе, о преимущественно европейском происхождении скифов и об особенностях их расселения и социального уклада.

Как объяснили учёные, скифы — древние кочевники, которые в конце бронзового и начале железного века доминировали на просторах Великой евразийской степи. Они сыграли важную роль в формировании политической, экономической и социальной жизни в регионе, породив феномен «скифского мира», который объединил множество народов на основе общих черт в хозяйственном укладе и культуре. Отличительные особенности этого мира — «звериный стиль» в искусстве, характерные виды вооружения и конской упряжи.

Несмотря на распространённость таких артефактов в археологических памятниках, скифы долгое время оставались объектом мифов и легенд. В том числе, вызывало споры их происхождение. Одни учёные считали, что этот народ сформировался в Евразии на основе местных племен, другие предполагали миграцию из Азии. Последний стереотип, во многом, закрепился благодаря литературной и художественной традиции, где скифов изображали с монголоидными признаками. Например, в стихотворении Александра Блока: «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы, с раскосыми и жадными очами!»

«Исследование основано на анализе геномов 131 древнего индивидуума, полученных из захоронений Великой Скифии — условного образования, которое примерно соответствует расселению скифов. (Это северное Причерноморье, низовья Днестра, Днепра и Дона). Изученные останки принадлежат представителям разных эпох, мест обитания, социальных групп. Изучение их генома помогло восстановить историю их происхождения, выявить наследственные заболевания, создать представление о внешности скифов и социальной структуре кочевников», — рассказал руководитель исследования академик РАН Евгений Рогаев.

Как объяснили авторы работы, полученные данные, к примеру, подтвердили, что скифы были генетически разнородной группой, чьи предки происходили из различных популяций бронзового века европейских степей. В целом, значительное их генетическое разнообразие свидетельствует о существовании сложных моделей контактов между древними мигрирующими группами. При этом азиатский компонент в геноме скифов оказался минимальным.

Особый интерес представляет обнаружение эндогамии — практики заключения браков внутри ограниченного круга родственников. Этот порядок, как оказалось, был распространён на территории Среднего Дона, однако не свойственен другим группам, что также свидетельствует о сложности и многогранности скифского общества.

Генетический анализ подтвердил многие сведения о скифах, полученные от античных историков. В частности, что у представителей этого народа были преимущественно светлые или рыжие волосы, голубые или зелёные глаза, наблюдались склонность к солнечным ожогам и устойчивость к алкоголю.

Вместе с тем учёные проследили развитие скифских генетических линий в следующих поколениях. Несмотря на то, что скифы внезапно исчезли с исторической арены около III века до нашей эры, результаты исследований показывают, что их наследие сохраняется у современных людей в Европе. Особенно в Восточной Прибалтике и на северо-западе России. В частности, исследователи выявили мутацию, связанную с непереносимостью фруктозы, которая возникла у древних скифов или их предков. Благодаря постоянным перемещениям её носителей, эта мутация получила широкое распространение и сейчас встречается у каждого тридцатого европейца. Предполагается, что скифы придерживались мясной и молочной диеты и употребляли мало сладкого, что позволяло им, несмотря на генетическую патологию, доживать до зрелого возраста. Данных, что конкретный современный народ можно считать прямым потомком скифов, исследователи не обнаружили.

Академик Рогаев отметил, что все анализы были выполнены на базе отечественных лабораторий в Сириусе и в Москве. Для российской науки важно дальнейшее развитие этих лабораторий в проведении масштабных исследований в сфере исторической генетики, этногенетики, палеогенетики и смежных науках.

Масштабный проект по изучению генетической истории древнего населения Русской равнины осуществляется российским междисциплинарным консорциумом исследователей из Научно-технологического университета «Сириус», Института археологии РАН, Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Института общей генетики им Н.И. Вавилова РАН и ФИЦ Биотехнологии РАН.

Исследование важно тем, что анализ большого количества образцов помог не только раскрыть детали жизни скифов, но и дал возможность переосмыслить устоявшиеся исторические нарративы. Великая Скифия предстала перед учёными в качестве глобальной исторической «лаборатории», где на основе разнообразного материала удалось проследить движение генов через поколения. Накопленный опыт даст возможность исследовать генетическую историю и других древних и современных народов.

Новости Российской академии наук в Telegram →