Гнездилово помогло раскрыть черты первопоселенцев Суздальского Ополья
Гнездилово помогло раскрыть черты первопоселенцев Суздальского Ополья
Фундаментальный археологический проект позволил восстановить целостную картину жизни Северо-Восточной Руси X-XII веков. Учёные проследили особенности социальной структуры, торговых связей, быта и моды древних людей.
Двадцать пятый юбилейный исследовательский сезон провела в текущем году Суздальская археологическая экспедиция Института археологии РАН. В сферу её интересов входит изучение поселений на северо-востоке Древней Руси в период X-XII веков.
Подводя итоги сезона, учёные, рассказали о находках, сделанных в Гнездилово — одном из ключевых средневековых объектов Суздальского Ополья, где археологи ведут раскопки уже в течение шсти лет.
«Суздаль был организован иначе, чем Новгород и другие центры Древней Руси. Здесь, кроме столичного города, значительную роль играли сельские поселения. В них постоянно проживала часть знати. На территории ополья специалисты выделили порядка десятка таких поселений. В том числе то, которое до XIII века существовало на месте современного Гнездилово», — рассказал руководитель экспедиции, директор Института археологии РАН академик РАН Николай Макаров.
В частности, пояснил учёный, на этом объекте археологи находят предметы — украшения, монеты и оружие, — которые относятся к элементам престижного потребления. В целом, судя по останкам, местные жители, кроме труда ради пропитания, также выполняли разнообразные общественные функции. Например, собирали дань и участвовали в управлении обществом и так далее.
Такие подробности, подчеркнул академик, чрезвычайно важны для понимания эпохи, когда интенсивно осваивались новые рубежи Руси и формировалась отечественная государственность. Вместе с тем, как отметили учёные, находки, сделанные в Гнездилово, могут рассказать о многих бытовых чертах жизни людей того времени.
«В Гнездиловском могильнике на площади 2500 м² обнаружено 73 погребения. Почти в каждом из них (и в мужском, и в женском, и в детском) присутствуют ножи. У них костяная или деревянная рукоять, а лезвие заточено несильно. Это говорит об их широком универсальном применении для бытовых нужд, а не в качестве оружия. С другой стороны, извлечённые из ям наконечники стрел разной формы позволяют предположить многообразие тактик боя и типов охоты», — пояснила один из руководителей раскопок, научный сотрудник отдела археологических памятников Государственного исторического музея Анна Красникова.
Помимо этого, отметила она, на Гнездиловской площадке найдена большая коллекция украшений. Такие находки могут сообщить специалистам, как менялась мода и предпочтения древних людей. Например, представляет интерес височное однобусенное колечко из детского захоронения. Это вещь характерна для женского убора XI-XII века. Такое кольцо из серебряной проволоки, соединённой методом скручивания, говорит, что оно сделано до распространения технологии ювелирной пайки.
В то же время, найденные в Гнездилово импортные золото-стеклянные бусины XII века подчеркивают уровень мастерства ювелиров Средневековья. Ведь изготовление этих изделий включало сложную комбинированную технику. Сначала создавали нижний слой стекла, на него наносили золотую фольгу и покрывали ещё одним стеклянным слоем. Подобные находки, подчеркнула Анна Красникова, демонстрируют многообразие экономических связей жителей окрестностей Суздаля с другими частями мира.
В свою очередь, как сообщила антрополог экспедиции, младший научный сотрудник Института археологии РАН Анастасия Буряк, много информации позволяют получить и позы людей в захоронениях. В частности, в Гнездилово под одним из курганов были обнаружены останки мужчины со скрещёнными ногами и с руками, нетипично поднятыми вверх. А в женской могиле нашли более позднее подзахоронение ребёнка. Эти факты дают возможность делать выводы о религиозных и культурных особенностях мировоззрения древних людей.
Помимо этого, отметили учёные, Гнездиловский раскоп привлекает внимание тем, что его в середине XIX века изучал граф Алексей Уваров — один из первых отечественных археологов, который внес значительный вклад в изучение истоков русской истории. Благодаря этому исследование памятника позволяет на живом примере сравнить методы, которые применяли на заре развития науки и сейчас.
«Основным способом исследования курганов, который применяли в экспедиции Уварова, был так называемый „колодец“ — вертикальное погружение с верхушки насыпи прямо к погребению. В результате оставались характерные „лунные кратеры“ и неизученное пространство между ними. Современные методы раскопок позволяют устранить эти пробелы», — рассказала Анна Красникова.
Вместе с тем, добавила она, в дневниках Уваров упоминает и другие техники. В частности, раскопки «крестом», когда исследователи делали перпендикулярные проходы для более полного изучения структуры кургана. Также Уваров экспериментировал с раскопками «на снос», полностью разбирая курган. Спустя столетие это стало официально принятой методикой.
«Граф Уваров ориентировался на насыпи курганов, скрупулёзно исследуя пространство под ними. Но некоторые участки остались не изученными. В частности, в ходе современных раскопок были выявлены погребальные ямы, окружённые ровиками, из которых брали землю для насыпи курганов. В некоторых из ям обнаружены следы деревянных конструкций. Такие находки свидетельствуют о сложной организации погребального обряда с созданием специальных сооружений», — рассказал участник раскопок научный сотрудник Института археологии РАН Эльдар Ризаев.
По его словам, особый интерес представляют найденные следы кремаций — погребальных обрядов со сжиганием умерших. Это редкие захоронения, которые, однако, дают возможность проследить языческие традиции древних жителей Суздальского Ополья в процессе перехода к православному мировоззрению.
Как отметил Николай Макаров, на территории Суздальского Ополья за четверть века исследований специалисты экспедиции выявили 437 поселений и собрали более 15 тысяч артефактов. Это образец фундаментального подхода к изучению древностей, который позволяет получить целостную картину минувших эпох.