Академия

Готовится к изданию третий сборник материалов из опыта работы базовых школ РАН

Готовится к изданию третий сборник материалов из опыта работы базовых школ РАН

Рубрика Базовые школы

В Российской академии наук готовится к изданию очередной (третий) ежегодный выпуск материалов, включающих управленческие, методические и дидактические материалы по реализации проекта «Базовые школы РАН».

Всего в РАН было представлено около 150 разработок, которых оказалось значительно больше, чем в предыдущие годы. После детальной экспертизы принято решение о включении в сборник 88 статей, которые поступили из 40 базовых школ РАН, расположенных в 26 регионах нашей страны (от Калининградской области до Хабаровского края).

Материалы сборника распределены по трем тематическим блокам: «Управление деятельностью базовых школ РАН» (23 статьи); «Методическое сопровождение проекта «Базовые школы РАН» (36 статей); «Опыт преподавания отдельных предметов и курсов» (29 статей).

Среди 130 авторов и соавторов статей сборника – региональные координаторы проекта, сотрудники научных организаций и преподаватели вузов, директора базовых школ РАН и их заместители, учителя-предметники, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, социальные партнеры.

Наибольшее число авторов, материалы которых размещены в сборнике, работают в следующих базовых школах РАН: «Лицей № 9 г. Белгорода», «Инженерный лицей НГТУ» г. Новосибирска, «Школа № 146 г. Перми», «Гимназия № 19» г. Саранска, «Школа № 20 г. Старый Оскол», «Политехническая гимназия г. Нижний Тагил», «Лицей № 14» Удмуртской Республики.

Подготовленные к изданию материалы могут быть интересны всем участникам проекта «Базовые школы РАН», а также другим специалистам, обеспечивающим взаимосвязь науки и образования, занимающимся популяризацией науки, развитием проектных и исследовательских умений детей и молодежи.

Список авторов статей и их тематика представлены здесь:


Раздел 1

Управление деятельностью базовых школ РАН

Абаполова Е.А., Лисицына Г.А., Кравцова А.В.

Формирование профессиональных компетенций старшеклассников базовой школы РАН

Баранова Е.Ю., Лактина Н.В., Калабина Д.А., Лисковая А.В.

Опыт взаимодействия базовой школы РАН с высшими учебными заведениями

Безлепкина М.А., Дорожкина А.А., Козлова О.П.

Профориентационное сопровождение обучающихся базовой школы РАН

Белоус Н.Н., Грошева А.С.

Ресурсный центр как механизм реализации проекта «Академические пробы»

Брагина М.В.

Опыт реализации проекта «Базовые школы РАН» в средней школе № 33 г. Ярославля

Вихтоденко А.В., Максимова Е.Н.

Развитие инженерного мышления обучающихся базовой школы РАН

Елькина Л.В.

О взаимодействии базовой школы РАН с отечественными учеными

Зарубин А.В.

Модель «Профильная школа» как основа построения образовательного процесса в базовой школе РАН

Козырева Л.А.

Актуализация личностного роста учащихся с целью развития их творческого потенциала

Кулева С.В., Нефедова Т.В.

Базовая школа РАН как инновационная образовательная среда развития креативности обучающихся

Марахова В.А., Хорсева Н.И.

Опыт взаимодействия базовой школы РАН с ведущими вузами и научными организациями

Мишаткина Е.Н., Шевченко О.В.

Опыт организации профессионального самоопределения обучающихся базовой школы РАН

Петренко Е.Г., Неверова Л.И.

Погружение обучающихся базовой школы РАН в цифровую среду проекта «Старт в науку»

Романенко И.А., Бабаян Э.Г.

Развитие одарённой личности в образовательном пространстве базовой школы РАН

Русинова М.В.

«Уроки на производстве»: продуктивные способы организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся

Рухленко Н.М.

Базовые школы РАН как социально-педагогическое явление

Савотина Н.А., Федорова Г.А., Агафонцева А.В., Клименко Е.А.

Организация воспитательной работы в базовой школе РАН

Селезнева М.Л., Лемешко С.Э.

Промежуточные результаты реализации проекта «Базовые школы РАН»

Тарасенко Н.В., Зиязетдинова О.Х., Каткова С.В.

Опыт решения управленческих задач в базовой школе РАН

Ткачева Ю.В., Гурская О.В., Сорокин С.П.

Из опыта организации проектной и учебно-исследовательский деятельности обучающихся базовой школы РАН

Цыбина А.П.

Реализация модели «Школа-вуз-предприятие» в базовой школе РАН

Чиняев Н.А.

Проектно-исследовательская деятельность как средство развития и профессионального самоопределения обучающихся

Шмакова С.Б.

Управление инновационными проектами школы: опыт командообразования

Раздел 2

Методическое сопровождение проекта «Базовые школы РАН

Баракина Т.В.

Организация занятий кружка «Инженерная школа Cuboro» в базовой школе РАН

Большакова О.В., Капустина Н.В., Милюсина Н.А., Умрихина А.А.

Разработка индивидуальных маршрутов для отдельных групп детей базовой школы РАН

Варварина Т.Ю.

Музейное пространство базовой школы РАН

Галак Е.В., Федотовская М.Н.

Методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся базовой школы РАН

Гмырина И.Э.

Информационно-методическое сопровождение проекта «Арктиковедение»

Дедилова Т.П., Медведева Е.Н.

Развитие математических способностей обучающихся начальных классов во внеурочной деятельности

Домород А.В.

Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения обучающихся базовой школы РАН

Дубровина А.Н., Пенькова В.М., Модникова Е.О.

Формировании осознанного чтения младших школьников с помощью интеллект-карт

Заковряшина О.В., Безлепкина М.А.

Опыт проведения научно-практических конференций обучающихся в базовой школе РАН

Заяц А.В.

Использование манипуляторов как средство развития инженерного мышления обучающихся базовой школы РАН

Заяц М.Л., Зиннатова Э.Р.

Роль естественнонаучного практикума в системе школьного образования

Зюрина Т.А.

Инновационная образовательная программа «Ученые для будущего – со школьной скамьи»

Ивлев В.И.

Картина мира: формирование и применение в базовой школе РАН

Каткова С.В., Ерусланова О.С.

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся базовой школы РАН

Коваленко М.А., Усова Н.Т.

Организация психолого-педагогического сопровождения проектно-исследовательской деятельности лицеистов

Кононова Л.А., Заяц М.Л.

Деятельность технопарка «Кванториум» в базовой школе РАН

Корзняков А.А., Корзнякова Ю.В.

Интеллектуальные соревнования как средство развития творческих способностей обучающихся базовой школы РАН

Лакомова А.А.

Развитие социальных навыков обучающихся средствами профориентационного проекта

Лисицына Г.А.

Организация деятельности методической службы в базовой школе РАН

Марахова В.А., Федотова Л.А.

Реализация проекта «Умные каникулы» в базовой школе РАН

Милеева С.В., Поленова Ю.Е.

Индивидуальный образовательный маршрут как форма педагогической поддержки обучающихся

Мироненко О.В.

Некоторые методические приемы повышения эффективности уроков в начальной школе

Михеева О.А.

Организация воспитательной работы с обучающимися начальных классов в базовой школе РАН

Нигматулина О.А., Филатова И.П.

Формирование функциональной грамотности младших школьников средствами проектной деятельности

Палеха Л.С.

Опыт работы школьной научно-технологической студии

Пахомова О.А.

Модель персонализированного естественнонаучного обучения в школе-лаборатории

Погорелова О.Н.

Школьный театр как способ раскрытия личностных качеств обучающихся

Подолян Е.В., Исаева Е.В.

Формирование умений самостоятельной работы обучающихся в рамках проектной деятельности

Рожкова И.В., Деденко Л.В.

Открытая городская олимпиада по физике – путь к успеху

Самакаева Г.И.

Развитие исследовательских умений обучающихся начальной школы

Сахно О.Н., Касаткина Я.Ю.

Опыт преподавания отдельных учебных предметов и курсов внеурочной деятельности в базовой школе РАН

Сверзоленко Е.Г., Харитонова В.Е.

Исследовательская деятельность как средство формирования экологического мышления школьников

Столбова Л.Н.

Организация проектной деятельности обучающихся начальной школы

Фролова Ю.Ю., Степаненко Н.А.

Формирование функциональной грамотности обучающихся базовой школы РАН

Черкашина Н.Н.

Приёмы формирования самооценки обучающихся начальной школы

Юрченко Т.С.

Реализация курса «Программирование» на уровне основного общего образования в базовой школе РАН

Раздел 3

Опыт преподавания отдельных предметов и курсов

Баранов А.Н.

Формирование гибких навыков обучающихся на уроках литературы в базовой школе РАН

Басгаль В.В.

Виртуальная робототехника: дополнительные возможности для базовых школ РАН

Болдышева И.Э.

Активизация познавательного интереса старшеклассников средствами ИКТ

(на примере обществоведческих дисциплин)

Бондарева А.В.

Особенности подготовки обучающихся к ОГЭ по обществознанию

Бритвина С.О.

Опыт развития познавательной мотивации обучающихся базовой школы РАН

Буц Л.А.

Некоторые методические приемы изучения английского языка в базовой школе РАН

Венкова С.И.

Формирование системного мышления обучающихся на уроках химии (подходы к анализу процессов и явлений)

Газимова А.В.

Организация рефлексии обучающихся при освоении физике в основной школе

Гречишкин И.А.

Организация проектной деятельности обучающихся при изучении истории

Гуляева Л.И.

Развитие конструктивных умений младших школьников в процессе изучения основ робототехники

Гумерова Е.И.

Развитие логического мышления обучающихся основной школы при изучении математики

Данкова Н.В., Горохова И.В.

Развитие способностей обучающихся во внеурочной деятельности

Денисова Т.А.

Уроки словесности как средство формирования метапредметных умений и функциональной грамотности обучающихся

Дмитриева Л.С.

Исследовательские проекты в воспитательной работе филолога

Дронова Н.А., Маркосян Т.А.

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Иванова А.В.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности в базовой школе РАН

Карсетская Т.В.

Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе на уроках литературного чтения

Киселева А.В., Дубинко О.В., Грачева И.И.

Из опыта преподавания в базовой школе РАН курсов предметной области «Иностранный язык»

Кокашвили В.И.

Развитие эвристического потенциала школьников на уроках истории и обществознания

Кузьмина Л.Ф.

Учимся писать сочинения по картине

Курочкина Е.В.

Из опыта организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии в базовой школе РАН

Лапшова О.В.

Использование «малоформатных текстов» при изучении литературы в базовой школе РАН

Моргунова О.П.

Деятельность авторской школы педагогического мастерства в базовой школе РАН

Никитенко М.Б.

Приемы смыслового чтения на уроках математики в начальной школе

Николаева Л.В.

Особенности экологического воспитания обучающихся базовой школы РАН на уроках английского языка

Охотникова Е.Г.

Опыт преподавания географии в базовой школе РАН

Святкин М.И.

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории в базовой школе РАН

Толканев Д.С.

Реализация курса внеурочной деятельности для учащихся профильных классов

Янбекова А.Р.

Методика создания иллюстраций с использованием паттерна