Академия

Грамотность и навыки счета сибиряков в XVII—XVIII веках

Рубрика Исследования

Исследователи из Института археологии и этнографии СО РАН на основе анализа археологических, письменных и исторических источников охарактеризовали навыки чтения, письма и счета у русских жителей сибирского города Тары и его сельской округи в XVII–XVIII веках. По их выводами, грамотными были 3,4 % служивого населения. Результаты работы опубликованы в журнале «Археология, этнография и антропология Евразии».

Сибирский город Тара стал первым русским поселением на территории современной Омской области. На протяжении двух столетий он обеспечивал стабильность южных рубежей Западной Сибири. В нем, как и в основанных вокруг деревнях, проживало служилое население. В XVII веке около 80 % служилых тарского гарнизона участвовали в «дальних посылках» – они доставляли в Москву «ясачную казну» или документы местного делопроизводства, сопровождали делегации на переговорах с предводителями калмыков, джунгар. За службу командный состав, стрельцы, казаки и дети боярские получали государево жалование. Кроме того, Таре, расположенной в долине Иртыша, где проходили торговые пути из Средней Азии на север, предстояло стать одним из центров торговли. «Для выполнения военно-политических и экономических функций городу требовались грамотные люди; грамоте и счету учились представители как городского, так и сельского населения», – отмечают исследователи в статье «Грамотность и навыки счета у жителей Тары и сельской округи в XVII–XVIII веках» (Л. В. Татаурова, С. Ф. Татауров, Ф. С. Татауров / Археология, этнография и антропология Евразии, т. 50, № 4, 2022, с. 120–128).

На основе комплексного анализа археологических, письменных и исторических источников ученые ИАЭТ СО РАН решили определить уровень грамотности и навыков счета жителей Тары и ее сельской округи в XVII–XVIII веках.

Археологические находки из г. Тара (1–4, 8) и д. Ананьино (5–7, 9–11). 1 – счетная палочка; 2 – графия; 3–7 – чернильницы; 8–10 – перочинные ножи; 11 – шарики счетов Археологические находки из г. Тара (1–4, 8) и д. Ананьино (5–7, 9–11). 1 – счетная палочка; 2 – графия; 3–7 – чернильницы; 8–10 – перочинные ножи; 11 – шарики счетов. Иллюстрация предоставлена исследователями.

Вопросы грамотности русского населения Сибири на основе археологических источников рассматривали нечасто. Находки из раскопанных усадеб Тобольска и Мангазеи показывают, что их жители владели грамотой и навыками счета, поскольку вели торговые дела; обучались письму и их дети. Об этом свидетельствуют деревянные доски с азбукой, счетные палочки, бронзовые, стеклянные и глиняные чернильницы, надписи на посуде и прочей таре (бочках, клепках и днищах), товарные бирки, фрагмент бересты с зачином челобитной царю, части изделий из кожи с нанесенными на них буквами, словами. Детали деревянной церы – специальной дощечки для письма, покрытой воском, цка – тонкая деревянная плашка с вырезанным текстом долговой расписки, перстни-печатки, предназначенные для опечатывания бумаг и грузов. Находили также перья и футляры для них, писчую ручку из гусиного пера с кисточкой из волоса беличьего хвоста (ее могли использовать для письма золотом и серебром, раскраски миниатюр и инициалов).

В ассортимент товаров, представленных на тобольском рынке, входила бумага – ее привозили туда на протяжении всего XVII столетия стопами, куда входило 24 десяти (стопок) по 24 листа в каждой. Листы были дестного формата (размером 50 × 70 либо 30 × 50 см). По данным таможенных книг, в структуре привозимых на тобольский рынок товаров бумага занимала седьмое место, но к концу XVII века объемы ее поставок упали, хотя потребность в ней возросла. Продавали в Тобольске также чернильницы и чернильные орешки – сырье для приготовления водного раствора, используемого для письма, книги, очки (на рынок в 1668 году они поступили в количестве 108 штук).

«Анализ письменных источников показал, что среди 2 580 служилых и других чинов, проживавших в Таре в XVII – начале XVIII века, грамотными были 87 человек, то есть 3,4 %. Это служилые разных чинов. К ним относились воеводы, дети боярские, подьячие приказной избы, письменные и казачьи головы, казачьи и стрелецкие сотники, пятидесятники, десятники, рейтары, конные казаки, пушкари. Образованными были священники и иконописцы», – пишут исследователи.

Ученые не настаивают на абсолютной точности результатов подсчетов, но полагают, что полученная информация репрезентативна.

По письменным источникам известно, что в конце XVI века, сразу после завершения строительства Тары, вместе с необходимыми припасами и боезапасами из Москвы было велено привезти «2 стопы бумаги писчей… Книги, шестидневец, псалтырь с избранными псалмы». Писчая бумага на рынок Тары поступала преимущественно из Тобольска. Вероятно, вместе с ней в XVII – первой половине XVIII века привозили чернила и сырье для их изготовления. В начале 1760-х годов житель Тары А. Бекишев разработал «жилу чернилова купороса». Он вываривал в год до 50 пудов чернил и продавал их по 2 рубля за пуд, это производство просуществовало около пяти лет. Ученые считают, что для письма, в частности для создания религиозных книг в православной и старообрядческой традиции, кроме бумаги, использовалась и береста, но пока берестяных документов в Таре не найдено. В документальных свидетельствах упоминаются счетные палочки, торговые пломбы, деревянная торговая бирка с надписью «хмель» («хмелем своего промысла» активно торговали служилые разных чинов).

Археологические находки из г. Тара (1–3, 6) и д. Ананьино (4, 5). 1, 2 – перстни со вставками; 3, 4 – перстни с «короной»; 5 – подсвечник; 6 – футляр для писем Археологические находки из г. Тара (1–3, 6) и д. Ананьино (4, 5). 1, 2 – перстни со вставками; 3, 4 – перстни с «короной»; 5 – подсвечник; 6 – футляр для писем. Иллюстрация предоставлена исследователями.

Большая часть служилых людей Тары и ее сельской округи участвовала в торговле «товарами с Руси», продаже скота, продукции охотничьих промыслов, рыбы, масла, «изб с местом» и другого. Расцвет тарской торговли приходится на вторую половину XVIII века, когда через город пролегал чайный путь.

Ассортимент канцелярской продукции, ввозимой на тарский рынок, включал бумагу, чернила и сырье для их производства. Привозили книги и свечи. Канцелярские принадлежности из культурного слоя Тары представлены чернильницами из глины и металла, перстнями-печатями. Для письма, скорее всего, использовались гусиные перья, которые затачивали перочинными ножами – «клепичеками перочинными». Такие ножи обнаружены в культурном слое Тары и деревни Ананьино, расположенной в десяти километрах от нее. Среди жителей этой деревни тоже были грамотные люди. Например, атаман Степан Афанасьев Скуратов в 1638 году направил челобитную на получение покосного луга вблизи Ананьино, которая была удовлетворена.

Нашли в Ананьино также глиняные шарики с отверстиями, предположительно, элементы счетов. Петер ван Хавен – датский любитель математики, профессор теологии, проживший в России три года, – писал в 1747 году: «…все русские, вплоть до беднейших крестьян, очень опытны в счетном искусстве. Они пользуются для этого счетной доской. Она настолько общеупотребима, что ее можно встретить даже соединенной со всякого рода карманными зеркальцами, досками для письма или календарями». Дощаные счеты представляют собой четырехугольную деревянную раму с поперечными прутьями/шнурами с нанизанными на них косточками. Это приспособление – предшественник русских конторских счетов, которыми до недавнего времени пользовались многие наши соотечественники. В описании Петера ван Хавена отмечено, что «ядра могут быть из рога, слоновой кости, стекла, дерева, металла или из горошин и так далее». Возможно, косточки счетов делали и из керамики.

Необходимость написания грамот, челобитных и других документов требовала организации «рабочих мест» писцов, в том числе создания приемлемого освещения. Основными осветительными приборами оставались светцы разных видов (приспособления для укрепления горящей лучины). Но более удобным в использовании, особенно в приказных избах, было свечное освещение. В Таре обнаружены металлические подсвечники, щипчики для снятия нагара. Свечи использовали в быту преимущественно воеводы и их приближенные. В конце XVI века воск завозили в Тару из Москвы. В XVIII веке среди привозных товаров воск не отмечен, указаны только готовые свечи, крашеные и фигурные. В середине XIX века в Таре было уже два своих свечных завода.

«На протяжении XVII века уровень грамотности жителей Московского царства, исключая духовенство и царских чиновников, в целом был невысоким. В среде служилых дворян в разных регионах доля грамотных составляла 25–45 %. Такая ситуация сохранялась до середины XVIII века, несмотря на попытки Петра I ввести светские “цифирные школы” для представителей разных сословий. Сибирь не была исключением, хотя сословная структура ее населения формировалась из служилых людей разных национальностей и социального статуса, – пишут ученые. – Оценить реальный уровень грамотности сибирского населения весьма сложно, даже на примере одного конкретного региона. Однако письменные источники и археологические материалы дают информацию о потребностях населения Тары в канцелярских принадлежностях и том, как эти потребности удовлетворялись».

Источник: «Наука в Сибири».

Новости Российской академии наук в Telegram →