Инновации и наука — основа развития транспортной отрасли России
Инновации и наука — основа развития транспортной отрасли России
Глава РАН Геннадий Красников и Министр транспорта России Андрей Никитин обсудили перспективы реализации совместных научно-технических проектов.
«Современная транспортная отрасль опирается на достижения фундаментальной науки — математики, химии, материаловедения, физики, многих других направлений. В развитии отрасли сегодня активно участвуют наши научные коллективы, которые занимаются такими вопросами, как создание материалов, способных выдержать экстремальные климатические условия, улучшение аэродинамических свойств поездов, разработка интеллектуальных систем управления движением, снижение нагрузки на окружающую среду. Все эти вопросы, безусловно, в фокусе учёных Российской академии наук. Наши учёные оказывают экспертную поддержку Правительству России, профильным министерствам и ведомствам, находятся в постоянном контакте с компаниями, задействованными в этой наукоёмкой отрасли», — отметил президент РАН.
Андрей Никитин поблагодарил главу РАН за поддержку научного развития транспортного комплекса, отметив роль института в реализации важнейших проектов. «Сопровождение реализации масштабных государственных транспортных инициатив в рамках национальных проектов является ключевым направлением научной деятельности. С 2024 года Российский университет транспорта выступает техническим экспертом проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, обеспечивая экспертизу в сотрудничестве с институтами РАН», — подчеркнул Андрей Никитин.
Транспорт на сегодняшний день остается одной из самых наукоёмких сфер в стране. Более 200 отраслевых, государственных и частных научно-образовательных учреждений ведут разработки в сфере транспорта. В системе отраслевого образования работают 28 вузов. В подведомственных Минтрансу 19 учебных заведениях преподают более пяти тысяч докторов и кандидатов наук.
Минтранс России разработал Концепцию научно-технологического развития транспортного комплекса Российской Федерации до 2035 года. В рамках новой системы управления отраслевой наукой активно ведутся совместные исследования с РАН, академическими институтами, научно-исследовательскими центрами ОАО «РЖД» и отраслевыми организациями.
Особое внимание уделяется приоритетным направлениям: анализу экстремальных погодных и климатических явлений на территории страны и связанных с ними техносферных и экологических рисков для транспортной инфраструктуры, развитию интеллектуальных транспортных и телекоммуникационных систем, включая автономные транспортные средства, а также технологиям, обеспечивающим устойчивое функционирование транспортных систем в Арктике и на Крайнем Севере.
В соответствии с Концепцией научно-технологического развития транспортного комплекса планируется создание 9 научно-исследовательских центров по ключевым направлениям развития транспортной отрасли. Среди них — научный центр мирового уровня «Интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, включая автономные транспортные средства». Активное внедрение таких систем станет основой технологического лидерства и суверенитета России.
Для достижения этих целей предстоит решить ряд сложных задач: разработать высокоавтоматизированные и автономные транспортные средства и «умную» инфраструктуру для всех видов транспорта; сформировать единое координатно-временное навигационное пространство; внедрить природоподобные, робототехнические и мехатронные системы; использовать энерго- и ресурсосберегающие технологии, альтернативные виды топлива и экологически чистые материалы при строительстве и эксплуатации объектов. Не менее важным элементом станет применение квантовых киберзащищённых технологий обработки и передачи критически важной информации.
Реализация этих задач потребует тесного взаимодействия учёных, отраслевых специалистов и ведущих научных центров страны.
Участники встречи также уделили внимание перспективам создания принципиально новых технологий. Проведение фундаментальных и поисковых научных исследований в рамках приоритетных направлений должно обеспечить преимущество Российской Федерации в области научно-технологического развития транспортной отрасли и привести к созданию благоприятных условий для социально-экономического развития и достижения технологического суверенитета транспортного комплекса страны. В качестве первоочередной задачи предложено определить обязательное применение отечественных микропроцессоров в системах управления и обеспечения безопасности на всех видах транспорта.