Исследована морфология клеток крови белух

В научно-образовательном комплексе «Приморский океанариум» — филиале Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского (ННЦМБ) ДВО РАН морских млекопитающих, ластоногих и китообразных содержат как в закрытых специализированных бассейнах с морской водой, так и в открытых морских вольерах в бухте Парис острова Русский.

Одним из основных важнейших показателей состояния здоровья этих животных являются параметры крови с учетом сезонности, пола, репродуктивного статуса, вида, состояния окружающей среды, рациона питания. Длительное наблюдение за гематологическими показателями свободноживущих особей сопряжены со значительными трудностями, поэтому содержание животных в условиях океанариумов и дельфинариев даёт уникальную возможность для таких исследований.

Аномальные физиологические состояния и заболевания могут являться причиной изменения концентрации ферментов, метаболитов и минералов в организме животного. Поэтому гематологические показатели и химический состав сыворотки крови могут указывать на наличие или развитие заболеваний, но для корректной постановки диагноза и прогноза требуется знание всех этих параметров крови для каждого животного в нормальном состоянии.

Клинический анализ крови, наряду с цитоморфологическим исследованием, является важным диагностическим инструментом для оценки физиологического состояния животных. Цитоморфологические особенности клеток крови описаны для многих видов наземных млекопитающих и на их основе созданы хорошо иллюстрированные ветеринарные атласы, где отображены нормальные и патологические формы клеток крови животных. Аналогичная информация фактически отсутствует для морских млекопитающих вследствие сложности её получения. Изучение морфологических особенностей клеток крови интересно с точки зрения сравнительного анализа разных видов морских и наземных млекопитающих, исследовании адаптации кровеносной системы к водной среде, оценке влияния на организм физиологических и патологических факторов (вирусов, бактерий, загрязняющих веществ), расширении знаний об этих удивительных животных и помощи им в дикой природе и реабилитационных центрах.

С этими целями в Лаборатории морских млекопитающих ННЦМБ ДВО РАН проводят изучение гематологических, биохимических, морфометрических характеристик клеток крови морских млекопитающих.

Важным научным достижением Лаборатории в этом направлении стала статья «Морфология клеток крови белухи Delphinapterus leucas (Pallas, 1776)», опубликованная в журнале «Биология моря».

«В работе мы впервые дали подробное описание морфологии форменных элементов крови белухи при использовании стандартных методов окраски. Нами были описаны все основные типы клеток крови, присущие млекопитающим. В том числе, редко встречающиеся базофильные гранулоциты, информация о которых в литературных источниках неоднозначна и точное количество их неизвестно», — прокомментировала первый автор исследования научный сотрудник Лаборатории морских млекопитающих ННЦМБ ДВО РАН Полина Мищенко.

Несмотря на растущее количество исследований по морским млекопитающим, данные по морфологическим параметрам клеток крови этих животных в литературе немногочисленны. Сопоставление между собой результатов морфологического исследования мазков периферической крови белух поможет создать исходную базу данных и отслеживать динамику изменений. Результаты проделанной работы предоставляют данные для использования в мониторинге здоровья и диагностике состояния организма морских млекопитающих.

Помимо самостоятельных научных исследований, Лаборатория морских млекопитающих сотрудничает и с другими лабораториями Центра. Совместно с Лабораторией клеточных технологий ННЦМБ ДВО РАН были оптимизированы методы изоляции культур клеток из тканей нескольких видов морских млекопитающих. Полученные пересеваемые культуры клеток были описаны по множеству параметров. Культуры и образцы тканей были успешно заморожены с применением методов криобиологии, что позволит использовать их в качестве модельных объектов в будущих клеточно-биологических, экотоксикологических и иных исследованиях.

«Создание криобанков культур клеток и тканей — один из путей сохранения генетического разнообразия редких и исчезающих видов морских млекопитающих. Образцы возможно хранить десятилетиями без повторной необходимости взятия тканей у животного. Крайне важно сохранять биологический материал каждой особи морского млекопитающего, чтобы иметь возможность работать с его клеточным и генетическим материалом независимо от судьбы животного», — прокомментировал заместитель директора по научной работе ННЦМБ ДВО РАН Андрей Борода.

Созданный в ННЦМБ ДВО РАН криобанк биологического материала морских млекопитающих является первым в России и одним из немногих в мире, в котором собрано такое разнообразие образцов особей и видов, что помогает в реализации основных целей учреждения — сохранению редких видов животных дальневосточных морей России. Только совместные усилия сотрудников природоохранных организаций, ветеринаров, специалистов в области клеточной, молекулярной биологии и криобиологов помогут сохранить представителей редких и вымирающих видов для будущих поколений.

По результатам совместных работ ранее были опубликована статьи в In Vitro Cellular & Developmental Biology – Animal, ранее выходила статья в Russian Journal of Marine Biology.

Источник: ННЦМБ ДВО РАН.