Исследование эволюции тигра на основе анализа древних геномов

Ведущий научный сотрудник Лаборатории териологии ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН доктор биологических наук профессор Михаил Петрович Тиунов в составе международного коллектива из Китая, России, США, Малайзии и Дании принял участие в исследовании эволюции тигра на основе анализа древних геномов. Для этого было отобрано более 60 образцов возрастом от 100 до 10 000 лет с территории Ближнего и Дальнего Востока, Центральной и Южной Азии. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.

Некоторые особенности митохондриальной ДНК указывают на то, что древние тигры обладали более высоким генетическим разнообразием, чем современные. В геологическом прошлом в результате ландшафтно-климатических изменений ареал тигра сокращался до рефугиума на юго-западе Китая.

По мере восстановления среды, подходящей для обитания для обитания тигра, в Восточном Китае произошло смешение различных линий южнокитайских тигров, что способствовало эволюции других — северных подвидов. Распространение тигра в Северо-Восточную Азию, а затем на запад в Центральную Азию связало северные подвиды (амурский и каспийский) с южными материковыми подвидами (бенгальский и индокитайский).

Образец, найденный на Дальнем Востоке России возрастом 10 600 лет, обладал генетическим сходством не только с современным амурским тигром, обитающим здесь в настоящее время, но и с другими популяциями тигров, обитающими южнее, вместе с которыми они образуют группу сестринскую группе южно-китайских тигров.

Показано, что каспийский тигр произошел от предковой популяции в Северо-Восточной Азии и испытал приток генов от южных бенгальских тигров. Подтвердили статус самостоятельного подвида южно-китайского тигра.

Эти исследования подтвердили существование девяти современных подвидов, три из которых вымерли в XX в. в результате деятельности человека. Детальное понимание геномного разнообразия тигра и его эволюции имеет решающее значение для планирования сохранения и восстановления этого вида, влияет на стратегии управления тигром, как в дикой природе, так и в неволе.

Источник: ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН.