История одежды помогает археологам и геологам
История одежды помогает археологам и геологам
Казалось бы, какая связь существует между появлением одежды, способной защитить человека в условиях климата эпохи последнего оледенения, и геологией? Тем не менее, такая связь есть. Ведь без знания возраста археологических памятников, которые можно связать с появлением «продвинутых» форм одеяний в палеолите, невозможно вести полноценные исследования. Для определения времени появления первых свидетельств изготовления одежды служит радиоуглеродный метод датирования, широко применяемый в четвертичной геологии.
Авторы работы, опубликованной в журнале Science Advances (импакт-фактор 13.6), собрали и проанализировали самые свежие данные о времени и месте появления таких орудий, как иглы с ушками. Их значение состоит прежде всего в том, что с помощью иголок с ушками стало возможным шить одежду, состоящую из нескольких слоев — накидки и штанов/рубахи. Это требовалось для того, чтобы иметь необходимую изоляцию от холодного воздуха, особенно зимой. Ведь дело происходит в палеолите, около 40 тысяч лет назад, когда климат был явно холоднее современного.
Ключевой соавтор статьи д-р Иан Гиллиган (Ian Gilligan) считает, что самую древнюю одежду можно разделить на два класса — простую и сложную. Для изготовления простой одежды нужны были только каменные скребки и пластины с острым краем; самые ранние из них известны на Ближнем Востоке на стоянках, имеющих возраст около 300–370 тысяч лет назад. Сложная одежда требовала более разнообразных инструментов, в первую очередь — костяных проколок и иголок с ушками, а также каменных орудий (пластин с острыми краями для раскроя шкуры и скребков для удаления с её внутренней поверхности ненужных веществ). Именно о костяных инструментах идёт речь в статье, опубликованной в Science Advances (Gilligan et al., 2024).
Углублённый анализ орудий, с помощью которых изготавливалась сложная одежда, показал, что первоначально в роли основного приспособления использовались костяные проколки. Они впервые отмечены в Южной Африке, где датированы различными методами геохронологии около 73–61 тысяч лет назад (рис. 1). В Европе проколки впервые появились около 45 тыс. лет назад на стоянках, связанных с неандертальцами.
Следующим шагом, с которым связаны радикальные изменения в технологии изготовления одежды в палеолите, было появление иголок с ушками (рис. 2). Согласно тщательному анализу данных по хронологии стоянок с находками этих древнейших орудий, где важную роль сыграла оценка возраста объектов, сегодня можно сказать, что первые иглы появились в Сибири и на Кавказе. Так, в Денисовой пещере (Горный Алтай, Россия) возраст слоя, где найдены эти предметы, может быть оценён около 40 тыс. лет. Около 38 тыс. лет назад известны иглы с ушками в слоях позднего палеолита Мезмайской пещеры (Северный Кавказ, Россия). В Восточной Азии (современный Китай) такие изделия появляются около 33–35 тыс. лет назад. В Европе первые иглы с ушками известны на стоянках культуры граветта около 26 тыс. лет назад. Можно предположить, что причина различного времени возникновения «продвинутой» технологии изготовления многослойной одежды в том, что в Сибири и на востоке Азии в позднем палеолите климат был более континентальным (с жарким летом и очень холодной зимой), чем в Центральной и Западной Европе, где Атлантический океан с его относительно тёплой водой смягчал климатические условия.
Встает закономерный вопрос — кем были (в биологическом смысле) люди, которые изобрели иглы с ушками? Сегодня можно однозначно ответить, что ими являются представители человека современного типа, или, как их часто называют, кроманьонцы (Homo sapiens). На основании изучения хронологии самых ранних кроманьонцев в Европе и Сибири известно, что они появились в этих регионах Евразии около 45 тыс. лет назад (Бачо Киро, Болгария; Усть-Ишим, Россия) (см. Кузьмин, 2023).
Но ведь иголки с ушками являются лишь косвенным свидетельством изготовления сложной (многослойной) одежды в палеолите. Существуют ли прямые данные о том, что носили люди 30–40 тыс. лет назад? Конечно, все одеяния из шкуры и меха давно истлели, но на стоянки Сунгирь (Владимирская область, Россия), где найдены самые богатые в мире погребения позднего палеолита с возрастом около 34 тыс. лет (см. Kuzmin et al., 2022), чудом сохранились эти следы! На каждом из трёх скелетов было найдено и зафиксировано 3000 костяных бус, которые были когда-то нашиты на одежду (рис. 3). Только благодаря уникальной сохранности и тщательнейшей работе археологов и антропологов было установлено, что люди Сунгиря (взрослый мужчина и два мальчика-подростка) носили сверху накидку типа плаща или пончо, под которой были надеты рубаха без разреза (как у коренных народов Севера сегодня) и штаны, а на ногах — сапоги. Изготовить такую одежду без кропотливого труда по соединению кусков шкуры и нашиванию бусин просто невозможно. Таким образом, в этом исследовании соединились геология (возраст), археология и антропология (орудия труда, кости людей, анализ древней ДНК). Кстати, на Сунгире был найден только один обломок иглы (без ушка), а также проколки из длинных костей животных.
Раскопки палеолитической Янской стоянки на Крайнем Севере (71° с.ш.), в зоне вечной мерзлоты, дали богатейшие находки, к том числе на 2019 г. — 192 иголки с ушками (рис. 4). Форма и размер этих предметов разнообразны, возраст — около 32 тыс. лет назад. Также найдены футляры для хранения ценных иголок и 79 костяных проколок. Предполагается, что с помощью иголок с ушками люди шили не только сложную одежду (с обязательными нижними слоями, чтобы противостоять холоду), но и рукавицы, обувь, а также использовали иглы для изготовления палаток и покрытий жилищ типа чумов, сшивая вместе куски шкуры животных.
Таким образом, появление иголок с ушками в позднем палеолите у кроманьонцев Сибири, Кавказа и Восточной Азии около 35–40 тыс. лет назад позволило людям изготавливать сложную одежду, с помощью которой они могли достаточно комфортно проживать в условиях холодного климата второй половины позднего плейстоцена. Второй аспект — культурный — состоит в том, что с помощью иголок с ушками появилась возможность украшения повседневных предметов различными узорами, которые существовали в виде нашитых на верхнюю одежду бус и даже раковин моллюсков.
Текст: ведущий научный сотрудник ИГМ СО РАН д.г.-м.н. Ярослав Всеволодович Кузьмин.
Источник: Институт геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН.