«К руководству академией рвется бизнес», – Александр Сергеев прокомментировал происходящее в соцсетях на встрече в ОХНМ РАН
«К руководству академией рвется бизнес», – Александр Сергеев прокомментировал происходящее в соцсетях на встрече в ОХНМ РАН
Применение характерных методов черного пиара в информационной компании вокруг выборов на пост президента РАН говорит о том, что поставить академию под свой контроль стремятся некие бизнес-структуры. Такое мнение высказал в ходе встречи с членами Отделения химии и наук о материалах (ОХНМ) РАН 14 сентября президент Российской академии наук академик РАН Александр Сергеев.
«Ни одни из выборов не сопровождались таким обилием черного пиара. О чем это свидетельствует? Социальные сети активно заработали? Мне кажется, что причина здесь другая, и она довольно простая: просто к влиянию на академию и к руководству академией рвется бизнес. Потому что такой черный пиар абсолютно не свойственен научно-образовательной сфере, но, как вы знаете, он весьма типичен в бизнес-среде. Причем я не говорю про серьезные компании, с которыми мы ведем дело: Газпром, Росатом, Татнефть и многие другие, которые тянутся работать с нами. Там мы садимся и договариваемся, чем можем быть полезны для них, чем они полезны для нас, и выстраиваем то, что называется взаимодействием с реальным сектором экономики. Здесь ничем другим, кроме как интересами <другого рода> бизнеса, я это объяснить не могу», – описал ситуацию Александр Сергеев. Обеспокоенность негативным информационным фоном, который по факту является «грязью в отношении академии», перед этим высказал академик-секретарь ОХНМ РАН Михаил Егоров.
Встреча с членами отделения прошла в легендарном актовом зале Института органической химии им. Н.Д. Зелинского Российской академии наук. Глава РАН начал ее с перечисления заслуг химиков за минувший год и вручения дипломов и удостоверений вновь избранным академикам и членам-корреспондентам РАН. Он отметил, что химия относится к числу наук, имеющих особенно близкое отношение к экономике и хозяйственной деятельности, ее результаты исключительно востребованы, «интерфейсы взаимодействия» со многими другими областями знания очень важны. В качестве примеров он упомянул роль химии в решении экологических проблем, в реализации проекта «Прорыв», проводимого госкорпорацией «Росатом» с целью достижения нового качества ядерной энергетики, создании материалов для ВПК.
«Наверное, надо признать, что новые материалы – основа и база практически для всех направлений технологического развития сейчас, что бы мы ни взяли. Возьмем микроэлектронику – это, конечно, химия, вы должны разрабатывать и соответствующие магнитные материалы, и мономолекулярные магниты и т. д. Если мы возьмем современное машиностроение, авиастроение, даже производстве труб, то это новые материалы, сплавы, композиты. Наука о новых материалах – это, пожалуй, то, где мы обязательно должны добиваться технологического суверенитета. И пример этому – история с композитами, с крылом для МС-21 (среднемагистральный пассажирский лайнер – прим. ред.)».
Глава РАН отметил, что при разработке Программы фундаментальных научных исследований на 2021–2030 гг. ее «химическая» часть была образцом для других отделений, и ОХНМ в целом активно включилось в работу с этим инструментом. Он также поблагодарил членов и руководителей отделения за организационную подготовку учреждения и вручения первой российской «премии очень высокого калибра» – Международной премии ЮНЕСКО–России имени Д.И. Менделеева.
Затем глава РАН ответил на вопросы, связанные с его предвыборной программой и видением путей развития академии: они касались обновления приборной базы и закупок дорогостоящего оборудования, совершенствования экспертизы, функционала научных руководителей и целесообразности наблюдательных академических советов. Был задан и традиционный вопрос о возвращении институтов под научное руководство РАН. Александру Сергееву адресуют его практически на каждой встрече, и на этот раз он ответил на него метафорой: «Собирается штаб, принимает решение провести операцию, а все „штыки”, „войска” воюют по своим законам, кто что придумает. Что здесь делать? <...> Академия должна получить новый организационно-юридический статус – государственная академия. Слово „государственная” – это не только наш оберег, а обозначение, что у нас государственные функции, и наш важнейший функционал – мы отвечаем за науку».
Со стороны аудитории прозвучало предложение к руководству академии активнее привлекать тематические отделения к выстраиванию стратегических отношений с бизнесом, а также был задан вопрос, перейдет ли РАН от «просто подписания соглашений» к более активному практическому сотрудничеству с корпорациями. Александр Сергеев сказал, что принимает первый упрек – встречи с руководством крупнейших компаний в последние два года не всегда позволяли всем заинтересованным участникам присутствовать очно. Однако, что касается соглашений, он не согласился с тем, что результаты можно называть формальными.
«Да, мы заключаем соглашения, причем в большом числе случаев не по нашей инициативе... И результаты у нас на десятки миллиардов рублей. Эти деньги не идут через академию, компании или корпорации тратят их по договорам с институтами и университетами именно в результате того, что мы подписываем такие соглашения <…>. Мы честно стараемся привлекать профессионалов: ясно, что не только я или мой заместитель едем туда, отнюдь не так. Если мы что-то здесь не дорабатываем, скажите. И вообще мы считаем, что в этом отношении мы должны быть в определенной степени лоббистами ваших интересов. Если вы видите, что что-то намечается, то проще дальше поднять вопрос на уровне руководства РАН, провести заседание президиума. Ведь одно дело, когда президент академии говорит от своего имени, а другое – когда он достает решение президиума РАН и говорит: вот, академия готова в этом направлении сотрудничать».
Александр Сергеев также напомнил, что проведенный РАН в декабре прошлого года первый Российский научно-технический конгресс «Направления национального научно-технологического прорыва 2030» был единственным мероприятием Года науки и технологий, которое было посвящено собственно технологиям. Все компании, принявшие участие в конгрессе, сейчас продолжают сотрудничество с академией.
«Мы с вами в капиталистической экономике. Ничто не заставит капитана бизнеса – мощного, уверенного в себе, с хорошими оборотами, с международным уровнем, – ничто не заставит его прийти к нам, кроме потребности в новом знании, которое он мог бы быстро превратить в продукт, получить прибыль и сверхприбыль, порадоваться тому, что с наукой можно работать и реинвестировать в нее. И только когда в такой цепи положительной обратной связи будет работать большинство наших крупных компаний, тогда мы сможем говорить о том, что обеспечим технологический суверенитет», – заключил глава РАН.