Академия

Коренные народы Севера подсказали концепцию новой социальной сети

Рубрика Исследования

На форуме «Социо» в Екатеринбурге высокую оценку получила новая социальная сеть, созданная учёными Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ФНИСЦ РАН).

Заседание круглого стола «Пять лет тому вперёд», в котором приняли участие представители академической и университетской науки, а также аспиранты и студенты российских вузов, занятые разработкой новых SMM-технологий, состоялось в издательстве «Наука» в Москве 5 мая 2025 года.

SMM-эксперты обсудили успешную презентацию новой российской социальной сети «Клумба» на Всероссийском форуме «Социо», который на днях завершился в Екатеринбурге.

«Чтобы понять, чем удивила „Клумба“, нужно вспомнить научное определение социальной сети», — пояснила модератор круглого стола Илона Южакова.

Самое короткое определение звучит так: «Соцсеть это онлайн-платформа, делающая доступным контент или услуги, и создающая социальные отношения между людьми в процессе использования этого контента или услуг, но при этом главной услугой является сама возможность неограниченного общения». То есть соцсеть состоит из платформы, которая генерирует сообщества людей по интересам, и из мессенджера, в котором происходит обсуждение созданных тем.

«Разработчики „Клумбы“ посчитали недостатком современных соцсетей именно излишнюю свободу общения. Они предложили социальную платформу, которая генерирует сообщества, отделить от процесса общения», — рассказал участник круглого стола кандидат социологических наук Александр Иванцов.

Социальная платформа «Клумба», по мнению участников круглого стола, неожиданно показала потенциал крупного генератора сообществ, не обладая при этом собственным программным комплексом мессенджера.

Разработчики «Клумбы» считают, что соцсеть будущего должна заниматься генерацией сообществ, а какие при этом мессенджеры выберут для общения пользователи — неважно. Учёные уверены, что скоро произойдет окончательное разделение понятий «мессенджер» и «социальная сеть». И мессенджеры, чтобы жить и развиваться, будут мимикрировать под социальные платформы, создавать сервисы, адаптированные под каждую платформу, вплоть до копирования её дизайна.

Группа исследователей социальных сетей, которая приняла участие в разработке «Клумбы», начала полевые исследования в январе 2020 года. Интересно, что часть исследований проводилась на крайнем Севере среди представителей коренных малочисленных народов ненцев-оленеводов, долганов-рыбаков, нганасан, а также представителей ханты, эвенков, селькупов, чукчей и эвенов.

Именно оленеводы, охотники, рыбаки и морские зверобои на Крайнем Севере последними среди россиян получили доступ к соцсетям. Они не «росли» от пейджера к кнопочным телефонам и смартфонам. Они окунулись в мир уже развившихся социальных сетей и интернет-технологий.

«Нам было важно понять отношение этих интернет-неофитов к соцсетям. Их „незамыленный“ свежий взгляд мог раскрыть нам глаза на новые возможности соцсетей или, наоборот, на отмирающие сервисы. Так и получилось — северяне указали нам на многие неочевидные ранее вещи», — прокомментировал научный сотрудник ФНИСЦ РАН Дмитрий Белов.

Исследователи ФНИСЦ РАН с коллегами из Чукотскогго арктического научного центра

Одним из самых важных наблюдений учёных оказалось открытие, что многие проблемы современных соцсетей связаны с попыткой разработчиков объединить под одной крышей платформу, которая даёт подписчикам контент, и мессенджер, который обеспечивает им общение.

Это подражание самым первым соцсетям, по мнению учёных, сильно тормозит развитие современных проектов, так как большинство людей не готовы осваивать всё новые и новые сервисы. Им нужны новая информация и удобные услуги при внешне привычных аккаунтах в соцсетях.

«Мы столкнулись с интересным психологическим феноменом среди разработчиков. Многие из них как анекдот рассказывают друг-другу, что в России и Беларуси сохранились около 40 миллионов активных пользователей сети „Одноклассники“. Но при этом, ни один из создателей новых соцсетей не предложил ничего этим сорока миллионам пользователей в рамках их привычного оранжевого аккаунта», — рассказал Дмитрий Белов.

Дмитрий Белов во время исследования на западном берегу Енисея

По мнению учёных, большинство россиян очень консервативны в вопросе присоединения к новым соцсетям. Современным людям удобнее получать информацию с новых сервисов через привычные им соцсети.

Разработчики рассказали почему они дали новой социальной платформе название «Клумба». По их замыслу, каждый подписчик платформы должен чувствовать себя как цветок в клумбе у хорошего садовника. Специальные алгоритмы будут оберегать его от любой посторонней информации и рекламы, предлагая только ту, на которую человек заранее подписался или сам изъявил желание включаться в обсуждение, при появлении интересующих его тем.

Разработчики «Клумбы» в рамках круглого стола рассказали о принятом решении подготовить результаты исследований для научной публикации и передать в крупнейший профильный журнал «Социс», издаваемый Российской академией наук в издательстве «Наука».

«Мы считаем, что важность вопроса и достаточная проработанность темы позволяют надеяться на успешное рецензирование и опубликование, и, как следствие, знакомство научного сообщества с нашими разработками», — уверен Дмитрий Белов.

Журнал «Социс» является старейшим профильным изданием в России. Он основан в 1974 году и регулярно информирует мировое научное сообщество об исследованиях виртуальных и реальных современных сообществ. Учредитель журнала — Российская академия наук, соучредитель — ФНИСЦ РАН.

Источник: медиацентр «Наука».

Новости Российской академии наук в Telegram →