Космическая пыль в сугробах Антарктиды

Каждый день в атмосферу Земли попадает от 5 до 270 тонн космической пыли. Одни внеземные частицы (метеороиды) сгорают в атмосфере, но другие – микрометеориты и космическая пыль – достигают поверхности. Такие частицы являются бесценным кладезем информации для изучения и понимания космоса.

Типичные примеры изображений сферул оксида железа с электронного микроскопа: (a) частица с кратерами на поверхности; (b) сферическая частица с 1,64 % Ni и типичным для шариков оксида железа рельефом поверхности; (c) эллиптическая частица; (d) частица с открытой внутренней полостью; (e) измельченная полая частица; (f) дробленая частица с ядром внутри; (g) частица с рельефом из остроугольных зерен; (h) частица с узором «параллели»; (i) частица с рисунком «меридианов».

Наиболее подходящий район для сбора микрометеоритов – Центральная Антарктида благодаря ее максимальной удаленности от густонаселенных материков и связанной с этим низкой концентрации континентальной, морской и промышленной пыли.

Ученые из входящих в состав НИЦ «Курчатовский институт» Петербургского института ядерной физики и Института высокомолекулярных соединений, а также специалисты СПГУ и Казанского федерального университета исследовали коллекцию частиц, собранных в районе антарктической станции «Восток». Коллекция содержит микрочастицы с фильтров, через которые пропускалась вода растопленного снега, собранного в период с мая по сентябрь 2017 года. Существенная часть частиц – микрометеориты (размер менее 1 мм). Результаты работы представлены в статье журнала Meteoritics & Planetary Science.

Исследования продолжают серию работ, проливающих свет на структуру и состав падающих на Землю частиц. Так, есть основания с долей уверенности утверждать, что доминирующими источниками собранной пыли являются кометы семейства Юпитера, такие как комета Галлея и кометы облака Оорта. Однако сложность для исследователей состоит в значительном разбросе частиц из изучаемых коллекций по времени падения – от нескольких лет до миллиона лет. Поэтому выделить из сборов частицы отдельного метеорного потока практически невозможно.

Ученые предложили метод отбора проб, основанный на регулярном сборе свежевыпавшего снега. Многолетнее и непрерывное накопление информации позволит в будущем детализировать и систематизировать данные о структуре, составе и динамике прохождения отдельных метеорных роев, давая представление о строении и особенностях эволюции родительских тел метеороидов – комет и астероидов, в результате распада которых образуются метеорные потоки.

Подробнее: Ученые НИЦ «Курчатовский институт» – ПИЯФ нашли космос в сугробах Антарктиды →.

Источник: пресс-центр НИЦ «Курчатовский институт».