Академия

Лирическая физика

Рубрика Лента новостей Профсоюза работников РАН

В январе исполнилось 85 лет Александру Яковлевичу Олейникову – известному специалисту в области информационных технологий, доктору технических наук, профессору. Он долгое время стоял у руля профсоюзной организации Института радиотехники и электроники РАН, в котором проработал 60 лет, а сейчас является членом профкома института.

Читатели НС знают А. Я. Олейникова как автора ярких, временами едких, грустных и веселых стихотворений, басен на злобу дня, а также рассказов, по большей части автобиографических.

На проходивший 18 января в ИРЭ РАН юбилейный вечер Александра Яковлевича гостей съехалось едва ли не больше, чем на недавно отмечавшийся юбилей института. Собравшиеся чествовали именинника, вспоминали его заслуги и интересные факты научной биографии, тесно связанной с историей института. Многие восхищались замечательной датой и прекрасной формой юбиляра. А сам он, конечно же, читал свои произведения. На вечере состоялась презентация его нового сборника «Плыви, мой кораблик».

Тост к 300-летию Академии наук

Такая дата знаменательная!
Надеюсь, мне не возразят,
Что надо выпить обязательно
Два раза по сто пятьдесят?

Не только за одну зарплату
Мы трудимся, хоть знаем, без
Зарплаты выжить трудновато,
А за научный интерес!

Я протрудился в Академии
И сам аж шесть десятков лет!
Генсеков я и эпидемии –
Все пережил. А значит нет
Сегодня повода не выпить
За Академии расцвет.

Мы представляли стихи из этой книги в ноябрьском номере НС. А сегодня хотим рассказать о научном творчестве Александра Яковлевича и впечатляющих результатах его трудов, высоко оцененных коллегами.

После окончания физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова в 1962 году А. Я. Олейников начал свой путь в науке как физик-экспериментатор. В ИРЭ он прошел все ступени – от младшего научного сотрудника до главного, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Основным направлением деятельности ученого стали фундаментальные основы автоматизации процессов экспериментальных исследований на разных этапах развития вычислительной техники: больших ЭВМ (мэйнфреймов), мини-ЭВМ типа СМ, персональных ЭВМ, наконец, современных высокопроизводительных вычислительных комплексов.

В последние десятилетия он уделял особое внимание сложнейшей и актуальнейшей проблеме функциональной совместимости разнородных вычислительных комплексов. Сегодня А. Я. Олейников является общепризнанным специалистом в области интероперабельности (способности продукта или системы, интерфейсы которых полностью открыты, взаимодействовать с другими объектами) на основе стандартов информационных технологий.

Александр Яковлевич активно занимается научно-организационной и педагогической деятельностью. Был членом двух Научных советов при Президиуме РАН, советником руководителя Федерального агентства по информационным технологиям, членом двух диссертационных советов, членом экспертного совета РФФИ по информационным системам. Он подготовил несколько кандидатов наук. В настоящее время является членом редколлегий двух научных журналов.

Деятельность А. Я. Олейникова высоко оценена как государством, так и научной общественностью. Он имеет звания Заслуженного деятеля науки РФ и Заслуженного работника РТУ МИРЭА. В 1985 году за успешное решение проблемы создания интерфейса между мини-ЭВМ и экспериментальными установками в составе авторского коллектива был удостоен премии Совета министров СССР. Разработанная с его участием «Автоматизированная система для исследования электрофизических свойств полупроводников» в 1972 году получила золотую медаль на Лейпцигской ярмарке.

А. Я. Олейников продолжает активно трудиться, занимаясь исследованиями интероперабельности в процессах цифровой трансформации и участвуя в работе технического комитета «Информационные технологии» (ТК-22) Росстандарта в качестве руководителя подкомитета «Интероперабельность».

К своему юбилею Александр Яковлевич планировал подготовить книгу мемуаров, однако довести этот труд до конца не успел. Книга пока находится в работе. На вечере он поделился уже написанными фрагментами своей научной биографии, один из которых мы приводим далее.

История моего поступления в ИРЭ, или как я избавился от одного комплекса

Я вырос в семье отчима Федора Федоровича Волькенштейна. Он был физик-теоретик, доктор наук, профессор, ученик школы А. Ф. Иоффе, специалист по полупроводникам. Ж. И. Алферов, будущий нобелевский лауреат, написал, что он решил заниматься полупроводниками после того, как прочел монографию Ф. Ф. Волькенштейна «Электропроводность полупроводников», написанную в блокадном Ленинграде.

Когда я закачивал школу, отчим работал в Институте физической химии АН СССР и по совместительству преподавал на физфаке МГУ. Как теоретик он в основном работал дома, у нас часто бывали его коллеги. Под влиянием этой атмосферы я в 1956 году поступил на физфак МГУ и выбрал кафедру полупроводников.

В те времена был следующий порядок распределения и на практику, и на работу: лучшие ученики оставлялись на кафедре, следующие по успеваемости направлялись в академические институты, в первую очередь в ФИАН – флагман отечественной физики, а остальные – в многочисленные «почтовые ящики» – отраслевые институты оборонной промышленности.

Я учился средне, поэтому на преддипломную практику был направлен в «ящик» в Измайлово. До него было сложно добираться, я тратил полдня на дорогу, и в какой-то момент пожаловался отчиму, что очень устаю. Он нажал на невидимые мне кнопки, и на дипломную практику я попал в ФИАН в лабораторию полупроводников. Подготовил диплом под руководством А. В. Ржанова, будущего академика и создателя Института полупроводников в Новосибирском академгородке. Но когда дошло до распределения на работу, оказалось, что мест в ФИАН нет. Отчим вновь нажал на кнопки, и пришла заявка из Института радиотехники и электроники АН СССР. К тому времени в ИРЭ работали его бывшие аспиранты В. Л. Бонч-Бруевич, В. Б. Сандомирский и Ш. М. Коган, создавшие в институте школу теоретиков в области физики полупроводников.

Я попал в лабораторию Т. М. Лифшица и стал экспериментатором. На этом содействие отчима кончилось. После защиты кандидатской я начал заниматься новым в то время направлением – автоматизацией научных исследований. Стал доктором наук, профессором, но еще очень долгое время в душе немного мучился из-за того, что попал в ИРЭ «по блату».

Так было до тех пор, пока я не прочел «Воспоминания» А. Д. Сахарова. Оказалось, что он закончил физфак МГУ во время войны (учился в здании, где сейчас располагается ИРЭ!), и был распределен в Ульяновск на патронный завод. Конечно, не в цех, а лабораторию, но и там жизнь была несладкой. В общем, он, подобно мне, пожаловался папе, который в свое время учился на физико-математическом факультете вместе с И. Е. Таммом, к тому времени ставшему руководителем теоротдела в ФИАН, и попросил пристроить сына. Тот взял А. Д. в аспирантуру.

Ну, дальше история известна…

Узнав, что великий Сахаров начал карьеру «по блату», я перестал страдать и навсегда расстался со своим комплексом.

Редакция НС поздравляет Александра Яковлевича с юбилеем, желает доброго здоровья, дальнейших успехов и долгих лет творческой активности!

Надежда Волчкова.
Фото Николая Андрюшова.
НАУЧНОЕ СООБЩЕСТВО № 1 2024