Люди с определенным набором генов наиболее подвержены осложнениям при заражениях описторхозом

Красноярские ученые обнаружили связь развития фиброза печени с полиморфизмом генов цитокинов у пациентов, имеющих инвазию описторхами. Результаты могут быть применимы для повышения эффективности диспансерного наблюдения и профилактики развития осложнений. Исследование опубликовано в журнале Доктор.Ру.

Заболевания печени и желчевыводящих путей являются серьезными проблемами здоровья, которые могут привести к тяжелым осложнениям. Одной из основных причин этой патологии у населения Сибири и Дальнего Востока является описторхоз – паразитарное заболевание, вызываемое кошачьей двуусткой (Opisthorchis felineus). Заражение происходит при приеме в пищу сырой, слабосоленой и недостаточно обработанной речной рыбы.

Ученые ФИЦ «Красноярский научный центр СО РАН» определили связь патологии печени и желчных путей с полиморфизмами генов цитокинов у пациентов, имеющих инвазию описторхом. Было обследовано 139 больных в возрасте 18–60 лет, которым было диагностировано заражение паразитами кошачьей двуустки.

Цитокины – это белки, которые производятся клетками иммунной системы и модулируют воспалительный процесс в организме. Генетический полиморфизм цитокинов – разнообразие вариантов генов, кодирующих цитокины. Он может приводить к изменению концентрации и функции цитокинов в организме, что влияет на возникновение и прогрессирование различных заболеваний. Таким образом, генетический полиморфизм цитокинов является важным фактором, который обуславливает здоровье или развитие многих заболеваний человека. Его исследование способно помочь в понимании механизмов возникновения и прогрессирования различных патологий, а также в разработке новых методов диагностики и лечения.

Специалисты установили, что у пациентов с описторхозом фиброз печени был ассоциирован с наличием мутации в гене фактора некроза опухоли rs1800630 TNFA и с гетерозиготным генотипом ТС в гене интерферона гамма rs2069705 IFNG. Фактор некроза опухоли и интерферон гамма – это цитокины, которые продуцируются активированными клетками иммунной системы в ответ на инфекции, воспалительные и опухолевые процессы. Полученные результаты целесообразно использовать для повышения эффективности диспансерного наблюдения и профилактики развития осложнений заболеваний при заражении паразитами.

«Мы впервые обнаружили у пациентов с инвазией описторхом взаимосвязь полиморфизмов генов цитокинов с риском развития фиброза печени и некоторыми другими патологиями. Мы считаем, пациенты с описторхозом, имеющие определенные варианты полиморфизмов rs1800630 TNFA и rs2069705 IFNG, должны выделяться при диспансерном наблюдении в качестве группы риска для профилактики развития осложнений паразитарной инвазии, к которым относятся цирроз печени и холангиокарцинома», – рассказал заведующий клиническим отделением Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера ФИЦ КНЦ СО РАН доктор медицинских наук профессор Владислав Владимирович Цуканов.

«Многофакторная природа большей части заболеваний человека уже доказана. Иными словами, кроме генетической предрасположенности, существует ряд факторов окружающей среды, которые влияют на развитие патологии. В данном исследовании мы впервые доказали, что паразитарная инфекция имеет различные последствия для организма человека, в частности, серьезные нарушения состояния и функционирования печени, в зависимости от генетического полиморфизма медиаторов иммунного ответа. Мы планируем продолжить исследования, сейчас идет продолжение набора больных», – прокомментировала руководитель группы молекулярно-генетических исследований, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института медицинских проблем Севера ФИЦ КНЦ СО РАН кандидат биологических наук Марина Викторовна Смольникова.

Источники: группа научных коммуникаций ФИЦ КНЦ СО РАН,