Митохондриальные антиоксиданты включают механизмы контроля над внутриклеточной причиной избыточной смертности и старения.

Сотрудники МГУ показали, что митохондриальные антиоксиданты включают механизмы контроля над внутриклеточной причиной избыточной смертности и старения. Итоги исследования опубликованы в журнале International Journal of Molecular Science.

Работа учёных МГУ проливает свет на фундаментальные вопросы жизни и смерти живых организмов. Основная часть исследований была проведена на базе НИИ физико-химической биологии имени А.Н. Белозерского МГУ, известного в мире своими работами в области биоэнергетики — науки, находящейся на стыке биологии, химии и физики и занимающейся изучением преобразования энергии в живой клетке. Это направление долгие годы возглавлял директор института академик Владимир Скулачёв, который был одним из основателей науки биоэнергетики и одним из самых известных «митохондриков» (как он себя называл) — специалистов по особым органеллам клетки, ее энергетическим станциям — митохондриям.

Главная гипотеза, сформулированная Владимиром Скулачёвым, гласит, что функции митохондрий не сводятся только к обеспечению клеток и всего организма энергией в результате дыхания. Это очень важная функция, необходимая для жизни, но митохондрии участвуют и в других процессах, которые могут быть гибельны для клетки и, возможно, для всего организма. Таким образом, митохондрии находятся на перепутье между жизнью и смертью и, во многом, регулируют судьбу организма. С одной стороны, они дают ему энергию для жизни, с другой — играют ключевую роль в процессе старения, провоцируя развитие самых разных болезней и даже приводя к смерти в критических состояниях.

В упомянутой статье суммируются результаты исследований многогранной роли митохондрий и дыхания в жизни клетки и организма. Авторы уверены, что на современном уровне развития науки возможна разработка технологий и лекарственных препаратов, способных управлять работой митохондрий, а, следовательно, и препятствовать активации вредных функций этих органелл. Это позволит предотвратить развитие многих болезней и, возможно, даже замедлить процесс старения человека.

Научно-популярный обзор этой статьи опубликован в журнале «Эксперт».

Источник: МГУ.