Академия

На Западном Шпицбергене найдены остатки обшивки поморского судна

Рубрика Исследования

В сезоне 2022 года во время обследования острова Западный Шпицберген экспедиция Института археологии РАН обнаружила на побережье залива Грен-фьорд прекрасно сохранившиеся остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII столетия.

Фрагмент досок бортовой обшивки.

Этот объект не указан на сайте Kulturminnesok, в котором находится наиболее полная информация о норвежских объектах всемирного наследия, архитектурных и археологических памятниках. Сотрудники экспедиции обследовали памятник, подготовили и передали всю информацию, необходимую для постановки этого объекта на государственный учет, в норвежский директорат культурного наследия.

Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.

Это был фрагмент бортовой обшивки, состоящий из трех последовательно соединенных между собой досок. В наибольшую длину (около 450 см) сохранилась доска № 1, длина доски № 2 – 391 сантиметров. Основная часть доски № 3 скрыта под грунтом, длина видимой ее части – около 150 см. Ширина досок в среднем около 15 см, их толщина – 4–4,5 см.

Доски были одновременно сшиты при помощи креплений двух типов. Первый тип крепления – соединение элементов обшивки при помощи достаточно массивных нагелей (деревянных гвоздей без шляпок и острия) диаметром 32–34 мм. Нагели находились на стыках досок: сотрудники экспедиции обнаружили два нагеля и дырку от третьего между досками № 1 и № 2. Крайние нагели находятся на расстоянии около 273 см друг от друга: это говорит о том, что приблизительное расстояние между соседними нагелями было около 130–140 см. Еще один нагель имелся между доской № 2 и № 3.

Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.

Второй способ крепления представляет собой пару нагелей, соединенных вицами – деревнными веревками, скурченными из гибких веток, прутьев, тонких стволов молодых деревьев. Такое крепление традиционно применялось для крепления деревянных плотов и судов: именно из-за этого способов крепления в архангельских говорах такие суда назывались вичанками, вичовками (см. ст. Вица / Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / Авт.-сост. В. И. Даль). Соединение с помощью просмоленных виц было одним из способов обеспечить монолитность обшивки судна. Расстояния между нагелями, диаметр которых – около 1 см, достигает 5 см, расстояния же между парами составляет от 95 до 174 мм.

Остатки бортовой обшивки поморского судна XVIII в.

Все эти детали свидетельствуют о том, что доски принадлежали поморскому судну – кочу. Известно, что на Грумланд (поморское название архипелага Шпицберген) поморы ходили на «больших кочах» – судах, которые были приспособлены для продолжительного плавания в ледовых условиях. На протяжении нескольких столетий на кочах поморы отправлялись добывать рыбу и морского зверя в арктических широтах, проложили путь до Мангазеи, Новой Земли и Шпицбергена.

Рабочий момент.

Основные сведения о грумантском коче были получены при проведении археологических исследований. Судовое дерево – одна из частых находок при раскопках русских поселений: практически во всех исследованных поселениях полы были сделаны из досок палубного настила. Также большое количество остатков судового дерево археологи находят при обследовании побережья. В настоящее время обнаружено и зафиксировано около 300 фрагментов судов.

Фрагменты кочей, найденных на Шпибцергене, показывают, что конструкция судов изменялась в течение времени. На самом первом этапе освоения архипелага поморы отправлялись на судах такого же типа, на которых поморы ходили на Новую Землю. Но особенности продолжительного плавания в условиях открытого моря, осложненные ледовой обстановкой, вынудили поморских корабелов изменить некоторые детали: утяжелить конструкции, ввести дополнительные элементы, укрепляющие корпус судна. Если ранние кочи изготавливали, скрепляя детали нагелями и вицами, то в XIX в. уже использовали железные детали.

Текст: Институт археологии РАН.
Источник: «Российские древности».

Новости Российской академии наук в Telegram →