Академия

Дискуссия на ПМЭФ: искусственный интеллект – это не совсем интеллект

Дискуссия на ПМЭФ: искусственный интеллект – это не совсем интеллект

Дискуссия на ПМЭФ: искусственный интеллект – это не совсем интеллект

Перспективы развития искусственного интеллекта (ИИ) и корректность использования самого термина «интеллект» в приложении к машинной технологии обсудили с участниками дискуссии «Интеллект: искусственный vs естественный» на ПМЭФ-2022 президент РАН академик Александр Сергеев и заместитель президента РАН директор Института системного программирования им. В.П. Иванникова РАН академик Арутюн Аветисян.

«То, что называется Вig Data – большие объемы данных – в огромном количестве случаев лежат без дела. Они копятся, маховик накопления этих данных запущен, и это будет продолжаться. Вопрос в том, кто эти данные будет "лопатить", потому что человечество не может это делать даже в силу того объема данных, который сейчас есть <…>. Как в минерально-сырьевой базе – огромные отвалы лежат, мы знаем, что там есть что-то очень ценное, но у нас с вами нет возможностей, нет достаточных ресурсов, чтобы оттуда это выковыривать. Это может делать только машина», – описал задачу ИИ на ближайшие годы Александр Сергеев.

По его словам, уже давно было продемонстрировано, что обработка информации с помощью искусственных нейронных сетей в этом смысле работает лучше других подходов и, вероятно, на тех же принципах, что и человеческий мозг. «Нам об этом говорили биологи, медики, Михаил Александрович Пирадов (академик РАН, директор ФГБНУ «Научный центр неврологии» - Ред.) нам всегда об этом говорил, что да, похоже, что так мозг работает».

Александр Сергеев назвал уже достигнутые результаты одним из важнейших достижений человечества, а актуальнейшим вопросом, требующим решений уже сейчас – проблему пределов доверия искусственному интеллекту.

«Если он такой могучий, может быть он как-то нам помешает? Никак он нам не помешает. Мне кажется, наиболее интересным направлением является то, что называется логически прозрачный, доверенный искусственный интеллект… Когда мы можем эту информацию, которую он нам дает, перелопачивая огромную Big Data, мы можем положить на полочку истинного знания?»

Фото: Николай Малахин/"Научная Россия"

Директор ИСП РАН Арутюн Аветисян напомнил, что в дискуссиях об ИИ важно не забывать о терминологии. Определений искусственного интеллекта множество, и т.н. сильного  – равного человеческому – искусственного интеллекта пока не существует.

«Надежда, что он появится в ближайшее десятилетие у меня, например, призрачная. Это не означает, что не надо финансировать фундаментальную науку в этой области, потому что это очень важное направление, которым надо заниматься. Но в ближайшей перспективе – даже с точки зрения моей жизни – маловероятно, что он появится. А тот искусственный интеллект, который мы знаем, формально родился в 1950-х, этим занимались все, у нас была школа академика Ю.И.Журавлева, потом его последователи. Это называлось распознавание образов, а не искусственный интеллект, но сам термин был введен еще тогда».

По мнению Арутюна Аветисяна, в дальнейшем терминология неизбежно будет меняться и уточняться. Но сейчас  среди специалистов в России достигнут консенсус по поводу того, что человечество имеет дело лишь со слабым ИИ. Академик привел в пример работу комиссии по отбору кандидатов на поддержку исследовательских центров по искусственному интеллекту – конкурс проводился правительством РФ в 2021 году. Обещание кем-то из претендентов на грант получить результаты по сильному ИИ в горизонте трех лет вызывало однозначный скепсис у членов комиссии, и после этого заявка практически не рассматривалась.

«Искусственный интеллект – это не совсем интеллект. Наверное, сам термин не очень хороший, он путает нас, людей. Это все-таки информационные технологии, супертехнологии, позволяющие решать задачи, которые раньше были недоступны. Когда у вас языковые модели в 200 с лишним миллиардов параметров, ясно, что она побеждает, к сожалению, все существующие лингвистические подходы. Но если у вас язык маленький и в нем нет корпусов соответствующих, то вы не можете это построить таким образом, приходится пользоваться какими-то другими методами. Давайте как-то запротоколируем, что вот в таком мире мы живем, иначе мы будем соблазняться».

К числу таких соблазнов Арутюн Аветисян отнес и разговоры об этике в контексте самого ИИ, которую следует отличать от этики, придерживаться которой должны его создатели. Например, зафиксированной в тексте первого в России кодекса, который крупнейшие технологические компании страны подписали в октябре 2021 года в рамках форума «Этика искусственного интеллекта: начало доверия».

«Мы, создатели искусственного интеллекта, договорились между собой, что будем себя вести этично. Это понятная ситуация и это оттого, что у нас пока нет тех технологий, о которых сказал Александр Михайлович <Сергеев>, чтобы мы инструментально проверяли и могли доверять, и тогда нам не нужна была бы такая бумага. Но когда у нас появятся все эти технологии, наверное, уже и этика в таком смысле будет не нужна, потому что мы будем контролировать, как и где мы их используем», - сказал руководитель ИСП РАН.