Академия

Научно-практическая конференция «Деревянное зодчество. Вопросы изучения и сохранения памятников»

Научно-практическая конференция «Деревянное зодчество. Вопросы изучения и сохранения памятников»

Рубрика Конкурсы, конференции, премии и награды

Традиционная ежегодная научно-практическая конференция «Деревянное зодчество. Вопросы изучения и сохранения памятников» состоялась 20 апреля в Храме Преподобного Серафима Саровского в Раево (Москва).

В конференции приняла участие заведующая научным центром традиционной культуры и музейных практик Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова  УрО РАН, доктор культурологии Анна Борисовна Пермиловская, представившая доклад о культовом деревянном храмостроительстве как феномене русской традиционной культуры.

Конференцию организовали АНО «Исследование и реставрация памятников деревянного зодчества "Традиция"» и проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». На форуме исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Вологды, Переславль-Залесского представили 25 докладов, посвящённых памятникам деревянного зодчества.

История деревянной архитектуры — это в значительной степени история зодчества Русского Севера. Деревянный храм — вершина культуры, её знаковое наследие. Самые лучшие культовые постройки были созданы и сохранились на Севере. Как отметила А.Б. Пермиловская, научная новизна выполненной работы помогает понять целостность и сущность русской культуры, в которой памятники народной архитектуры являются уникальными артефактами, с помощью которых осуществляются преемственность и национальная идентификация русского этноса.

В основе исследования — эмпирический полевой материал 36 архитектурно-этнографических экспедиций, в ходе которых было обследовано более 370 деревень, а также 27-летний опыт работы по формированию экспозиции музея «Малые Корелы». Другая значительная часть материала была собрана в архивах и музеях Архангельской и Вологодской областей, Карелии, Москвы, Санкт-Петербурга, Ненецкого автономного округа. Также были изучены скансены России и Западной Европы, памятники народной архитектуры in situ.

Традиции Византии с установившимися основными формами плана и составляющих элементов были приняты зодчими Руси всецело и оставались неизменными на продолжении столетий. Но деревянное храмостроительство развивалось своим путём и постепенно приобрело черты яркой национальной индивидуальности. Широкому творчеству в строительстве деревянных храмов способствовали, во-первых, значительная трудность передачи в дереве архитектурных модулей каменных храмов, во-вторых, то обстоятельство, что греческие мастера никогда не строили из дерева. Русские мастера проявили большую изобретательность, так как к этому времени уже были выработаны определённые конструктивные приёмы в светской архитектуре, и эти формы смело применялись в деревянном храмостроительстве.

Храм как обобщённый, семантически насыщенный образ мироздания занимал центральное место в сакральном пространстве северного крестьянского мира. В работе обоснован алгоритм взаимодействия мифопоэтического мировоззрения и православия на архитектурное устройство и знаковость церковного зодчества северных и арктических территорий.

Источник: ФИЦКИА УрО РАН.