Нейросеть смогла одновременно решать шесть разных типов задач благодаря распределению ролей

Ученые определили, что в импульсной нейронной сети, решающей последовательно несколько разных задач, возникают отдельные структуры, отвечающие за выполнение каждой из них. Для этого авторы обучили нейросеть решать шесть типов задач, в которых она делает выбор и запоминает информацию. Подобные эксперименты помогут понять, благодаря чему нейросети способны к многозадачности, а также улучшить существующие алгоритмы искусственного интеллекта. Результаты исследования, поддержанного грантами Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Scientific Reports.

Нервные клетки (нейроны) в головном мозге человека соединены в сложную сеть, работа которой лежит в основе нашего поведения, мышления и памяти. Принципы, по которым взаимодействуют нервные клетки, сейчас широко используются при создании искусственных нейронных сетей, то есть систем искусственного интеллекта. Нейросети можно обучить выполнять какую-либо задачу, иногда довольно сложную. Например, генерировать связный рассказ, как это делает ChatGPT, или создавать картинки на основе текста, как Midjourney.

Однако эти алгоритмы по энергоэффективности, устойчивости к помехам и способности обучаться различным типам задач сильно уступают биологическому мозгу: для работы им нужно в миллионы раз больше энергии, а для обучения – огромные массивы данных. Причина такого «отставания» заключается в том, что в существующих нейросетях не учитываются многие свойства, характерные для нервной системы. В связи с этим ученые разрабатывают новые поколения нейросетей, например, спайковые. В них элементы взаимодействуют по принципам, максимально похожим на процессы коммуникации между биологическими нейронами, а именно посылают друг другу короткие импульсы – спайки – и активируются в разное время. Однако до сих пор остается неясным, как именно элементы спайковых нейросетей взаимодействуют между собой в динамике, решая разные типы задач.

Ученые из Федерального исследовательского центра Институт прикладной физики имени А. В. Гапонова-Грехова РАН (Нижний Новгород) создали искусственную спайковую нейронную сеть, способную решать ряд задач – для их выполнения требовались функции, схожие с базовыми сенсорно-моторными и когнитивными функциями мозга. Авторы научили нейросеть решать шесть различных типов задач, которые можно условно разделить на две группы: задачи выбора и повторения. Например, среди задач первой группы была такая: сеть получала одновременно два зашумленных сигнала, один из которых был информативным, а второй неинформативным. Нейросеть должна была определить и классифицировать в соответствии с поставленным заданием информативный сигнал. В рамках задач второй группы нейросети, например, нужно было запомнить и воспроизвести с задержкой по времени сигнал с такими же характеристиками или близкими тем, что имел входной сигнал. С похожими задачами сталкиваются нейроны в головном мозге, когда мы принимаем какое-либо решение и запоминаем информацию.

Авторы проанализировали, насколько полученная нейронная сеть способна к многозадачности с помощью теста, который состоял из ста случайным образом скомбинированных задач всех шести возможных типов. Измеряя активность отдельных компонентов нейросети, исследователи определили, что после обучения нейроны приобретают специфические функции – они разделяются на группы, отвечающие за решение задач определенного типа. Эти группы активируются в тот момент, когда нейросеть должна решить именно тот вопрос, за который они отвечают. В остальное время эти элементы остаются практически неактивны и уступают место другим.

При этом часть нейронов оказалась менее избирательна и участвовала в ответе практически на все предложенные типы задач. Эта особенность также делает алгоритм очень похожим на биологическую нейронную сеть, поскольку в головном мозге также есть более и менее специфические нервные клетки. Одни активируются только в ответ на небольшое количество стимулов, а другие – почти на все, с которыми мы сталкиваемся. Обнаруженную специализацию авторы подтвердили, искусственно выведя из строя определенные группы нейронов. Это позволило доказать, что нейросеть становится неспособна решать задачи, за которые отвечали «выключенные» элементы.

Схема нейросети с условным изображением примера решаемой ею задачи. Источник: Pugavko, Maslennikov, Nekorkin / Scientific Reports, 2023.

«Наше исследование объясняет, как нейронная сеть справляется с разными вариантами когнитивных задач. Мы определили, что нейроны разделяются на группы, ответственные за выполнение различных заданий, а также рассмотрели спайковую динамику сети при переходе от одной задачи к другой», – рассказывает руководитель одного из проектов, поддержанных РНФ, Владимир Некоркин, член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, заведующий отделом нелинейной динамики ИПФ РАН.

«Это поможет понять, как улучшить способность искусственного интеллекта к многозадачности, а также сделать его более энергоэффективным. Мы планируем расширить наши исследования в направлении нейроморфных архитектур и правил обучения», – рассказывает руководитель одного из проектов, поддержанных РНФ, Олег Масленников, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ИПФ РАН.

Источник: пресс-служба Российского научного фонда.