Новые данные помогут пролить свет на формирование метастазов при раке молочной железы

Междициплинарный коллектив исследователей НИИ онкологии Томского НИМЦ с помощью новых методов пространственной транскриптомики (характеризующей активность всех генов клетки) и биоинформатического анализа данных охарактеризовали варианты различных взаимодействий между опухолевыми клетками рака молочной железы при помощи особых молекул на поверхности клеток — интегринов.

Эти молекулы ответственны за взаимодействие клеток с окружающими их структурами, к которым они прикрепляются. От них зависит форма клетки, её подвижность, они участвуют в регулировке клеточного цикла. Интегрины на поверхности клеток выступают в качестве рецептора, который взаимодействует с определенными молекулами — лигандами и сочетание таких пар рецептора и лиганда имеет большое разнообразие. Ученым из Томского НИИ онкологии удалось описать разнообразие и уникальность взаимодействий интегринов и их лигандов в опухоли молочной железы и создать на основании этого «портрет» опухоли, а также выявить особые черты этого «портрета», которые могут определять развитие метастазов.

Про различные черты лиганд-рецепторного «портрета» опухоли молочной железы, рассказали сами автора исследования: «Если мы видим экспрессию генов лиганд-рецепторной пары в проекции анализируемого участка ткани с опухолевыми и стромальными клетками, то с большой вероятностью это свидетельствует о наличии клеточного или клеточно-стромального взаимодействия», — пояснила зав лабораторией молекулярной терапии рака НИИ онкологии Томского НИМЦ, д.м.н. Любовь Таширева.

Томские исследователи уже изучали экспрессию интегринов на циркулирующих опухолевых клетках, экзосомах (производных опухолевых клеток) и клетках первичной опухоли.

«Было показано, что не только экзосомальные интегрины, как было обнаружено группой под руководством доктора Дэвида Лайдена, но и интегрины на мембране опухолевых клеток способны нацеливать метастазы в определенные органы», — комментирует Евгения Григорьева, к.м.н. старший научный сотрудник лаборатории молекулярной терапии рака НИИ онкологии Томского НИМЦ.

«Впервые обнаруженная в исследовании пространственная гетерогенность экспрессии интегринов и их лигандов при раке молочной железы вносит существенный вклад в интегральную функциональную гетерогенность опухоли, которая создает предпосылки для многих сценариев паренхиматозно-стромальных взаимоотношений. В этой связи главным становится поиск сценариев, ассоциированных с возникновением метастазирующих опухолевых клеток-семян, — поясняет руководитель междисциплинарного научного коллектива профессор д.м.н. заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник отделения общей и молекулярной патологии НИИ онкологии Томского НИМЦ Владимир Перельмутер, — Это представляется особенно актуальным, так как на сегодняшний день именно метастазы являются основной причиной смертности больных онкологическими заболеваниями».

В исследовании учёным помогли современные методики: комплексная иммунофлуоресценция, а также сложнейшая в исполнении технология пространственной транскриптомики опухолевой прогрессии.

Исследование выполнено в рамках проекта междисциплинарного научного коллектива «Механизмы метастазирования».

Работа поддержана грантом Российского научного фонда № 21-15-00140​ Результаты исследования опубликованы в высокорейтинговом научном журнале Discovery Medicine

Лаборатория молекулярной терапии рака НИИ онкологии Томского НИМЦ открыта в 2022 году в рамках национального проекта «Наука и университеты». Нацпроект направлен на привлечение талантливой молодёжи в науку, повышение вовлечённости профессионального сообщества в эффективное решение стратегически важных вопросов в научной сфере, а также формирование у граждан страны полного представления о прорывных достижениях российской науки при взаимодействии государства, научного сообщества и бизнеса.

Источник ТНИМЦ РАН.