Новые находки триасовых морских позвоночных в восточной части России

Дальневосточные учёные сообщают о новых находках триасовых морских позвоночных в восточной части России: аммонитовый возрастной контроль и имеющиеся свидетельства их родства с ихтиозаврами.

Команда исследователей из Дальневосточного геологического института ДВО РАН и Национального научного центра морской биологии им. А. В. Жирмунского ДВО РАН под руководством одного из ведущих палеонтологов Дальнего Востока, главного научного сотрудника Лаборатории стратиграфии и палеонтологии ДВГИ ДВО РАН, доктора геолого-минералогических наук профессора Ю.Д. Захарова, сообщила о новых находках морских рептилий триасового периода Дальнего Востока России. Полевые работы по поиску окаменевших остатков доисторических животных на острове Русском постоянно ведутся учёными-палеонтологами ДВГИ ДВО РАН.

Подробно находки описаны в опубликованной в мае 2024 г. статье «Новые находки триасовых морских позвоночных в восточной части России: аммонитовый возрастной контроль и имеющиеся свидетельства их родства с ихтиозаврами» в переводной версии российского журнала «Стратиграфия. Геологическая корреляция». Учёные поставили цель дать исчерпывающую информацию о 3 разрезах триаса в Южном Приморье, в слоях которых обнаружены морские обитатели, и предоставить первые данные по систематике и классификации вновь найденных средне- и позднеанизийских рептилий, а также обосновать возраст вмещающих пород по найденным здесь аммоноидеям и конодонтам.

Исследуемые окаменелости хранятся во Владивостоке: в Дальневосточном геологическом институте (ДВГИ) ДВО РАН и в научно-образовательном комплексе «Приморский океанариум» — филиале Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского ДВО РАН

Как отмечают учёные, триасовые морские отложения в Южном Приморье изучаются с конца XIX века, начиная с находки цератитов и двустворок В.П. Маргаритова. Лепту в изучение этих коллекций внесли такие выдающиеся учёные, как А.П. Карпинский (1889), Д.Л. Иванов (1891, 1895), А. Биттнер (1899) и К. Динер (1895). Впоследствии значительно дополнили как сборы, так и определения систематического состава и возраста беспозвоночных из приморских разрезов перми и триаса Л.Д. Кипарисова, И.В. Бурий, Н.К. Жарникова, М.В. Корж, Ю.Д. Захаров. Почти столетие спустя появились первые сведения о триасовых морских позвоночных в работе М. А. Шишкина (1964). Относительно новые сведения стали появляться в печати благодаря исследованиям группы учёных-палеонтологов ДВГИ ДВО РАН и из других учреждений России.

Аммониты

Аммониты (Ammonoidea) — это вымерший надотряд головоногих моллюсков. Они имели спирально свернутую раковину, почти как у современных улиток. Раковины аммонитов находят в окаменевших осадках морского происхождения, отлагавшихся в течение среднего–позднего палеозоя и мезозоя (около 400–65 млн лет назад). Эти окаменелости название получили ещё в эпоху античности, потому что своим видом напоминали рога древнеегипетского бога Аммона. Так как аммониты очень быстро эволюционировали, их раковины являются очень важными «руководящими ископаемыми», помогающими палеонтологам разделять слои осадочных пород и сопоставлять породы из разных местонахождений между собой. Известны раковины аммонитов диаметром около двух метров, есть и совсем миниатюрные особи. Результаты многочисленных находок хранятся в музейной экспозиции Дальневосточного геологического института, где можно узнать, что многие из аммонитов найдены на острове Русском. Об этом говорят сами их названия: Amphistephanites parisensis, Paranannites novikensis, Guangxiceras tobisinensis, Svalbardiceras zhitkoviense (обнаружены на побережье бухт Парис и Новик, на мысе Тобизина и Житкова).

Аммоноидея Sturia sp. indet (масштаб 10мм)

Аммониты были широко распространены в шельфовых морях Мирового океана. На Русском острове (Владивосток) они известны в местах, где распространены морские осадочные отложения ранне- и среднетриасовых эпох (250–230 млн лет назад). Осадочные породы, содержащие многочисленные остатки моллюсков, в том числе головоногих, известны также в районе мысов Тобизина, Шмидта, Вятлина, Каразина, Балка, Бабкина, а также бухт Аякс и Парис. На мысе Вятлина о-ва Русский и на поверхности плит, расколовшихся в результате морского выветривания глыб, были обнаружены ребра двух грудных клеток, принадлежащие морской рептилии — ихтиозавру (Ichthyopterygia indet.). Данные по аммоноидеям, найденных в близлежащих слоях острова Русский, свидетельствуют о том, что эти рептилии существовали в районе Южного Приморья примерно 243 млн лет назад. Моллюски служили пищей морскому ящеру, челюсти которого были приспособлены под размельчение моллюсков. Остатки позвоночных редко сохраняются в удовлетворительном состоянии из-за особенностей их фоссилизации, и эти редкие приморские находки — не исключение.

Позвонки Ichthyopterygia indet (сразу после обнаружения)

Примечательно, что фрагменты позвонков животного, предварительно идентифицированного как морская рептилия, обнаружены в результате полевых исследований сотрудника Приморского океанариума Вадима Покровского (в настоящее время — заведующий Музеем Национального научного центра морской биологии им. А. В. Жирмунского ДВО РАН): «Поиском окаменелостей я занимаюсь больше 10 лет, и в последние годы существенная часть этой работы проходит при координации специалистов Лаборатории стратиграфии и палеонтологии ДВГИ ДВО РАН. Мы вместе обсуждаем методики сбора и препарирования образцов, делимся практическим опытом, выезжаем в экспедиции. В результате такого взаимодействия хобби перешло на новый уровень и стало частью исследовательской работы. Приятно на собственном примере показать, как работает гражданская наука, когда любой увлечённый человек может принести ощутимую пользу специалистам».

Позвонок в камне

«Благодаря связям приморских учёных с японским палеонтологом Ю. Накаджимой на основе морфологических особенностей позвонков удалось установить принадлежность этой рептилии к группе миксозаур. Также был принят во внимание тот факт, что рассматриваемые в составе миксозаурид остатки представителя рода Tholodus ранее уже были обнаружены приморскими учёными на о-ве Русский в водораздельной части района бухты Парис. Ценная дополнительная информация может быть получена в дальнейшем в результате намечающегося препарирования и чистки обнаруженных плит, хотя это связано со значительными сложностями, так как поверхности плит подверглись значительному влиянию процессов выветривания», — поясняет один из авторов исследования, ст.н.с. ДВГИ ДВО РАН Ольга Смышляева. Большую надежду учёные возлагают и на новые находки, которые с большой вероятностью будут сделаны в этих отложениях.

Фрагмент грудной клетки ихтиозавра

Остатки грудной клетки рептилии, имевшей довольно крупные размеры, были найдены на плите песчанистых алевролитов в районе бухты Богдановича юными Димой Сиренко и Алисой Припанковской, участниками образовательного проекта Музея ННЦМБ ДВО РАН, под руководством Лилии Кондрашовой. Ребята первыми нашли расколотую в результате тайфуна «Майсак» каменную плиту, на который увидели отпечатки рёбер и фрагменты костей. Рептилия предварительно обозначена М.С. Архангельским (Саратовский университет) и Ю. Накаджима как Reptilia indet. cf. Ichthyopterygia A. Сравнение рептилии с представителями группы ихтиоптеригий основано на особенностях строения рёбер грудной клетки. Судя по тому, что скелет найден в средней части верхнеанизийских слоев с Flexoptychites cf. rifunus (Reptilia indet. cf. Ichthyopterygia A), рептилия обитала в районе Южного Приморья примерно 243 млн. лет назад. О находке останков ихтиозавра рассказывает видеосюжет Приморского океанариума.

Фрагменты скелетов морских позвоночных на острове Русском, обнаруженные в разные годы в районе мысов Тобизина, Житкова и Ахлестышева, представляют большой научный интерес. Систематический состав беспозвоночных, встречающихся в анизийских отложениях о-ва Русский, свидетельствуют об углублении морского бассейна Южного Приморья в начале триасового периода. Данные по триасовым рептилиям Южного Приморья согласуются с идеей, согласно которой появление крупных рептилий (в том числе ихтиозавров) может служить индикатором глобального восстановления морских экосистем после массового позднепермского вымирания.

Фрагменты позвонков, идентифицированные как Ichthyopterygia indet

Экскурс в историю находок: Первый ихтиозавр был обнаружен на острове Русском ещё в 2014 году. Этот ценный экспонат с фрагментом челюсти хранится в Саратовском университете. В числе любопытных — находки ископаемых на Русском острове, такие как триасовые ихтиозавры, которые весьма плохо известны с территории России, большинство их находок приурочено к восточной части страны.

Ихтиозавры — «рыбоящеры» — вымерший отряд крупных морских рептилий, размером 2-4 м в длину, некоторые достигали размеров до 24 м. Отрывочные данные по остаткам ихтиозавров приводятся также и по Южному Приморью. В 1974 г. был обнаружен неполный скелет ихтиозавра на западном побережье Амурского залива (южнее м. Угольный). К сожалению, многие находки из Приморья ранее не были описаны, место хранения большинства из них неизвестно и, по всей видимости, многие из них утрачены.

Источник: пресс-служба ННЦМБ ДВО РАН.