Нож, копьё и топор: археологи исследовали первый мерянский могильник в Суздальском Ополье

Нож, копьё и топор: археологи исследовали первый мерянский могильник в Суздальском Ополье

Рубрика Исследования

Суздальская экспедиция Института археологии РАН завершила второй сезон раскопок средневекового некрополя Шелебово в Ивановской области. Исследователи раскрыли остатки погребений и собрали большую коллекцию находок VIII–X веков, среди которых — металлические украшения поволжских финнов, детали оружия и всаднического снаряжения, которые в таком составе ранее в могильниках Северо-Восточной Руси не встречались.

На площадке могильника археологи обнаружили топоры, ножи, наконечники копий и дротиков, воткнутые в грунт остриями вниз, а рядом с ними — детали экипировки всадника: удила, металлические детали узды и плети, пряжки от упряжи. Эти предметы составляли сходные по своему характеру комплекты — «оружейные комплексы», в которые входили предметы вооружения и детали конского снаряжения. Часть предметов сохранила следы воздействия высоких температур. Вероятно, это — остатки погребений по обряду кремации, после которой кремированные кости умерших и металлические детали костюма захоранивались или рассыпались на площадке некрополя, а  оружие, воинское и конское снаряжение из мужских кремаций собирали и помещали в грунт отдельно.

Украшения из пахотного слоя могильника Шелебово

«Открытие Шелебовского некрополя впервые позволяет представить облик финских могильников VIII–X веков в этой части Волго-Клязьминского междуречья. Шелебово может рассматриваться как некрополь летописного народа меря и характеризует его погребальные традиции в период, предшествующий славянскому расселению. Шелебовские оружейные комплексы — ранее малоизвестные элементы погребальной обрядности поволжских финнов — свидетельствуют о высокой символической ценности оружия, об особых представлениях о значимости воинского статуса, высокой милитаризации мерянского общества. Они заставляют вспомнить упоминания мери в летописях как участника походов Олега на Киев и Царьград», — сказал директор Института археологии РАН академик Николай Андреевич Макаров.

Некрополь Шелебово, получивший свое название по находящемуся рядом селу, — один из больших курганных могильников Суздальского Ополья. Могильник привлек внимание археологов еще в XIX веке: в 1852 году А.С Уваров исследовал здесь около 270 курганов. Археологические работы, состоявшиеся спустя полтора столетия, в 2024–2025 годах, прошли в той части могильника, которая осталась не затронута раскопками А.С. Уварова, несмотря на значительный размах его полевых работ в Шелебове.

Могильник Шелебово. Общий вид на раскоп

В настоящее время могильник находится на возвышенности, занятой пахотными полями, и не сохранил никаких следов древних надмогильных насыпей. Первоначальной задачей современных полевых работ были поиски остатков когда-то возвышавшихся здесь курганов.

Археологи обследовали территорию памятника и провели раскопки, в ходе которых собрали около 550 средневековых предметов: целые и фрагментированные украшения, бытовые вещи, части оружия. Больше половины находок несут на себе следы воздействия высоких температур, более 70 предметов — это оплавки цветного металла и серебра, или сильно деформированные огнём остатки украшений, форму которых невозможно установить. Но при этом не был обнаружено ни погребений по обряду ингумации в грунтовых ямах, ни остатков кремаций в виде скоплений кальцинированных костей и оплавленных металлических предметов — лишь изредка встречались кальцинированные кости.

При зачистке материка (древней поверхности земли, не затронутой деятельностью человека) археологи обнаружили как одиночные предметы вооружения и конского снаряжения, так и их скопления, находящиеся in situ, в материке. Предметы находились вертикально, вплотную, на глубине 25–35 см от поверхности так, что современная распашка их практически не повредила. Эти находки, однотипные, хотя и варьирующие по набору вещей, получили название «оружейные комплексы». Всего на сегодняшний день обнаружено 10 таких комплексов, в шести из которых находилось от трёх до 19 предметов.

Могильник Шелебово. Оружейный комплекс в ходе расчистки

Основными составляющими «оружейных комплексов» были наконечники колющего оружия (копий и дротиков), воткнутые остриями вниз: такие предметы найдены в восьми комплексах.  В семи комплексах были обнаружены проушные топоры и топоры-кельты. Четыре комплекса включали три или четыре предмета, среди которых были колющее оружия, топоры, ножи или удила, и лишь три находки представляли собой одиночные предметы — копья и топор, кельт.

Два оружейных комплекса выделялись многочисленностью предметов вооружения и всаднического снаряжения. Предметы были уложены особенным образом: наконечники копий, топоры и ножи втыкались непосредственно в грунт, а всадническое снаряжение помещались в вертикальном положении в узкие ямы, прорезанные этими предметами.

Могильник Шелебово. Оружейные комплексы

Часть предметов — два наконечника копий, топор и нож — учёные исследовали в Центре коллективного пользования ИА РАН методом рамановской спектроскопии. На поверхности предметов была обнаружена патина из гематита, которая формируется под воздействием высоких температур. На одном из наконечников дротиков найден прикипевший фрагмент ошлакованной лепной керамики. Это позволило предположить, что все эти предметы находились на месте кремаций. При этом рядом с оружейными комплексами не были найдены какие-либо останки. Вероятно, в древнем погребальном обряде оружие, всадническое снаряжения и человеческие останки хоронили по отдельности.

«„Оружейные комплексы“ — единственные структурные элементы могильника Шелебово, сохранившиеся in situ. Набор вещей в них обычен для мужских погребений поволжско-финских могильников, в том числе муромских и мордовских. Топоры и наконечники копий, воткнутые в дно могильной ямы, — элемент погребального обряда, известный в некрополях поволжских и прикамских финнов. Но ни в одном из ранее исследованных погребальных памятников предметы вооружения и конского снаряжения в подобном положении не образуют серии комплексов с устойчивым набором вещей и единообразным оформлением», — отметил Николай Андреевич.

Могильник Шелебово. Бронзовые подвески-коньки из пахотного слоя

При раскопках также были собраны украшения: шумящие подвески, в том числе коньки «владимирского типа», привески и бубенчики, фрагменты шейных гривен, браслеты и перстни, обломки бусинных височных колец. Среди других находок — ременные накладки, наконечники и пряжки, подковообразные фибулы, литые пуговицы. Единственный христианский предмет, найденный при раскопках — створка энколпиона с чернёным изображением Богоматери.

Основная часть металлических украшений датируется IX–X веками. Верхняя граница бытования значительной части находок не выходит за рамки IX века и часто встречается в женском костюме поволжских финнов, который реконструируется по находкам в муромских и мордовских могильниках, а также в погребальных памятниках на левобережье Клязьмы.

Могильник Шелебово. Бронзовые подвески-коньки из пахотного слоя

К находкам самого раннего периода бытования некрополя относятся ременные накладки и наконечники поясной гарнитуры, принадлежащей к неволинской археологической культуре. «Эта культура была распространена в Прикамье в V—VIII веках, подобные пояса считались престижным элементом костюма и в VIII веке были знакомы населению восточного побережья Балтийского моря, Среднего Поволжья и Поочья. Накладки из Шелебова — первая находка неволинской ременной гарнитуры в Суздальском Ополье», — сообщила старший научный сотрудник отдела средневековой археологии Ирина Евгеньевна Зайцева.

Для датировки могильника важны монетные находки: фрагмент аббасидского дирхама 756/757 годов, целый саманидский дирхам с отверстием для подвешивания 897/898 годов и небольшой фрагмент дирхама — подражание куфической монете Х века. Всё это позволило предположить, что могильник в Шелебово функционировал с VIII по X век, постепенно расширяясь на север и северо-восток.

Оружейный комплекс in situ

«Впервые в археологическом изучении центральных районов Суздальской земли мы увидели, как были устроены финские могильники VIII—X веков в этих местах. Ранее мы предполагали, что финские — „мерянские“ — погребальные памятники конца I тысячелетия представляли собой могильники с ингумациями в грунтовых ямах, подобные некрополям муромы и мордвы. Однако в Суздальском Ополье такие памятники до сих пор не выявлены, несмотря на продолжительное планомерное обследование этой территории. Яркий комплекс финских украшений, бытовых вещей и предметов вооружения со следами воздействия огня, происходящий из Шелебова, показывает, что погребальные памятники финнов на этой территории были совсем другими: некрополями с поверхностными кремациями, схожие с существующими в то же самое время во многих областях Севера и Центра Русской равнины», — отметил Николай Андреевич Макаров.

Источник: пресс-служба ИА РАН.

Новости Российской академии наук в Telegram →