Академия

Облученные лазером зебраданио помогут в лечении травм головного мозга

Облученные лазером зебраданио помогут в лечении травм головного мозга

Рубрика Исследования

Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является серьезной проблемой общественного здравоохранения. Сегодня ученые новосибирского Академгородка активно исследуют механизмы болезней нервной системы, в частности нарушений, происходящих при ЧМТ, и ищут способы их лечения. С этой целью ими был разработан метод моделирования травмы головного мозга на основе лазерного излучения, который они протестировали на рыбах зебраданио.

Исследователи смогли не только успешно реализовать модель и подтвердить ее соответствие патологии человека, но и определить вовлеченные в восстановление мозговой ткани после повреждения белки, которые могут рассматриваться как мишени при разработке лекарственных средств, применяемых для терапии нейротравм. Работы по изучению последствий ЧМТ, сопровождающихся нейродегенерацией (гибелью и нарушением функции нервной ткани головного мозга), ведутся в Научно-исследовательском институте нейронаук и медицины совместно с кафедрой нейронаук Института медицины и психологии В. Зельмана Новосибирского государственного университета, которой заведует доктор медицинских наук Любомир Иванович Афтанас. Руководителем проекта выступила заместитель директора и заведующая отделом экспериментальной нейронауки НИИНМ доктор биологических наук Тамара Геннадьевна Амстиславская.

Зебраданио (также Danio rerio – лат. или zebrafish – англ.) – это небольшая полосатая рыба семейства карповых, которая является популярным объектом для исследования во многих областях биологии и медицины, включая генетику, фармакологию, нейро- и молекулярную биологию. Геномы человека и Danio rerio содержат около 70 % общих генов, что делает ее многообещающей моделью для тестирования лекарственных препаратов и изучения различных процессов и симптомов, в том числе связанных с ЧМТ.

«У зебраданио достаточно развиты нервная система и головной мозг для моделирования процессов, соответствующих таковым у млекопитающих. При этом их несложно разводить и содержать в лабораторных условиях, а скрининг фармакологических, в том числе нейро- и психотропных, препаратов и иных терапевтических воздействий проходит гораздо быстрее, чем на грызунах. Аналогом гормона стресса у мышей и крыс служит кортикостерон, тогда как у людей и зебраданио – это кортизол, поэтому анализ стрессовых реакций у этих рыб дает более точные и корректные результаты. Объект интересен и тем, что зачастую ему не нужно ничего вводить внутрибрюшинно или внутривенно, а достаточно поместить в раствор препарата или в нашем случае анестетика (средство для наркоза)», – объясняет основной исполнитель проекта заведующая лабораторией экспериментальных моделей нейродегенеративных процессов НИИНМ доктор биологических наук Мария Александровна Тихонова.

На данный момент искусственно выведены сотни мутантных и трансгенных линий Danio rerio, так что для каждого отклонения можно определить подходящую модификацию. В работе ученые задействовали линию взрослых особей зебраданио casper с минимальным количеством пигмента (окрашенных веществ) в покровах. Благодаря прозрачности и проницаемости внешних тканей для лазерного излучения стало возможным не только смоделировать травму мозга закрытого типа без дополнительного хирургического вмешательства, но и наблюдать за ее развитием в режиме реального времени.

Лазерное повреждение теленцефалона у рыб. Верхняя панель показывает травму всего конечного мозга, нижняя – локальное поражение его правой части. Белые стрелки показывают кровоизлияния. Иллюстрация предоставлена исследователями, фото из открытых источников.

Главной задачей ученых было создание закрытой локализованной ЧМТ, для чего была использована оригинальная лазерная установка, разработанная сотрудниками Института теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН во главе с ведущим научным сотрудником лаборатории лазерных технологий ИТПМ СО РАН доктором физико-математических наук Николаем Анатольевичем Масловым. Рыб из экспериментальной группы поочередно помещали на влажную губку, пропитанную анестетиком из гвоздичного масла, фиксировали на подложке и направляли на правую и левую области теленцефалона (передний отдел головного мозга) лазерный луч. При этом лазер не затрагивал твердые оболочки, покрывающие мозг, а проникал сквозь них и воздействовал непосредственно на нервную ткань. Контрольная группа Danio rerio проходила аналогичные испытания, но была подвержена излучению на более короткое время и при безопасной мощности в 5 %. При разных условиях воздействия на рыб ученые смогли исключить любое стороннее влияние, помимо лазера, и сравнить полученные данные между группами.

После воздействия у рыб наблюдались различные морфологические, функциональные и макроскопические нарушения мозговой ткани, в частности побледнение всего конечного мозга и кровоизлияния в обонятельных луковицах.

«На микроскопическом уровне мы обнаружили расширение кровеносных сосудов, гибель и дегенерацию нейронов в зоне поражения. Что касается поведенческих особенностей, двигательная активность рыб после нанесения ЧМТ существенно снижалась. Большую часть времени зебраданио с ЧМТ проводили в нижней придонной зоне аквариума, что свидетельствует об их повышенной тревожности. В целом при ЧМТ у Danio rerio наблюдались типичные нарушения двигательной активности и координации, что соответствует клинической картине человека и является прямым доказательством достоверности нашей модели», – комментирует Мария Тихонова.

Поведенческие показатели рыб регистрировались автоматически при помощи программного обеспечения EthoVision XT11.5, через которое ученые вели видеонаблюдение за передвижением рыб, фиксировали их скорость, пройденный путь, частоту и продолжительность замираний.

О последствиях ЧМТ можно судить, с одной стороны, по поведенческим проявлениям, а с другой стороны, по молекулярным маркерам – белкам, которые вовлечены в процессы повреждения мозга, и чьи уровни, в зависимости от сроков нейротравмы, могут значительно меняться.

«Для ЧМТ характерны возникновение воспалительного процесса нервной ткани, гибель и дегенерация клеток мозга, – говорит ученая. – Поэтому наше внимание было сосредоточено на биомаркерах нейровоспаления, повреждения и восстановления нейронов: IBA1, NeuN и BDNF соответственно. Эти белки мы выбирали согласно тем процессам, которые по наблюдениям и представлениям о ЧМТ происходят в организме человека. Нейротрофический фактор мозга BDNF, к примеру, играет крайне важную роль во многих процессах, связанных с памятью, обучением и, как следует из его названия, в нейротрофической функции (участие в структурной организации отдельных клеток мозга и нейронной сети в целом). Сегодня специалисты активно ищут пути использования этого белка для эффективной терапии различных видов нервных и психических расстройств, включая нейротравму».

Работа проводилась при финансовой поддержке Российского научного фонда (грант № 20-65-46006). До настоящего времени подобных исследований на моделях рыб зебраданио проведено не было. В дальнейшем ученые планируют продолжать более детальное изучение коррекции нарушений лазер-индуцированной ЧМТ с помощью воздействия на нейрогенез и нейровоспаление.

Источник: «Наука в Сибири».
Текст: Полина Кустова.