Обнаружено самое древнее свидетельство использования кипячения для приготовления красок

Археологи определили, что древние люди, жившие в Мезмайской пещере на Северном Кавказе, уже 31 тысячу лет назад использовали многокомпонентные краски. Они состояли из органических и неорганических компонентов с белковым связующим на основе желатинового клея. Чтобы его получить, люди кипятили кожу или кости животных. На сегодняшний день это самое древнее в истории свидетельство использования кипячения. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в Journal of Archaeological Science.

Вид на Мезмайскую пещеру зимой

На Северном Кавказе находится всемирно известный археологический памятник — Мезмайская пещера. Это место на протяжении десятков тысяч лет служило стоянкой сначала для неандертальцев (в период от 100–70 до 40 тысяч лет назад), а потом и для людей современного вида (39–23 тысяч лет назад). Уникальная сохранность органических материалов позволяет использовать образцы из этой пещеры при генетических исследованиях человека и животных, а также изучать остатки органики на каменных и костяных орудиях, а также украшениях.

Археологи из АНО «Лаборатория доистории» (Санкт-Петербург) в ходе раскопок в Мезмайской пещере обнаружили костяные украшения эпохи верхнего палеолита (возрастом 31–23 тысяч лет назад). Исследователи предположили, что на поверхности некоторых изделий сохранились следы краски, и передали четыре украшения из костей, зубов и бивня мамонта коллегам из Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева РАН (Москва). С помощью комплексной методики учёным удалось определить на археологических образцах химический состав древних красок.

Украшения-подвески из Мезмайской пещеры

Одним из изученных украшений стала небольшая — около 18 мм в длину — подвеска из кости возрастом около 31–27,5 тысяч лет. С обеих сторон она покрыта слоем черного красящего вещества. Еще одна подвеска изготовлена из зуба копытного животного, вероятно, кавказского тура, и имеет возраст 25,5–23,2 тысяч лет. Вокруг части отверстия, в которое вдевалась нить, а также на корне зуба сохранились остатки красного вещества.

Украшения-нашивки из Мезмайской пещеры

Третий исследованный предмет — нашивка-бусина из бивня мамонта, возраст которой оценивается в 27–22,5 тысяч лет. Она имеет форму, близкую к прямоугольнику с закругленными краями и отверстием в центре. В левом верхнем углу находки авторы обнаружили орнамент из шести проколов в виде точек, а на обеих поверхностях артефакта заметили остатки веществ чёрного и красного цвета.

Наконец, четвёртое украшение представляет собой плоскую нашивку-бусину возрастом около 25,5–23,2 тысяч лет, сделанную из бивня мамонта. Эта нашивка имеет почти квадратную форму с тремя закруглёнными сторонами и одной прямой. В ее центре располагается небольшое отверстие, а с обеих сторон украшения сохранились остатки чёрного вещества.

Спектральный анализ показал, что химический состав чёрной краски на украшениях соответствует органическому пигменту битуму, а красной — минеральному красителю красному болюсу или каолину. Исследователи определили, что в древних красках присутствуют следы белкового соединения, которое, вероятнее всего, выполняло роль клея и делало краситель более стойким. Этот компонент красителя стал крайне важной находкой, поскольку получить его можно было только искусственным путем, прокипятив кожу или кости животных. Таким образом, находка стала самым древним на сегодняшний день примером использования кипячения.

«Наше исследование впервые показало, что люди верхнего палеолита, жившие около 31 тысячи лет назад, декорировали украшения красками сложного состава из органических и неорганических компонентов. Особенно важным открытием стало то, что они использовали желатиновый животный клей. Битум, красный болюс и каолин люди могли добывать в природных источниках, однако клей возможно было получить только искусственно с применением кипячения. В дальнейшем мы планируем продолжить исследовать артефакты Мезмайской пещеры», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Любовь Голованова, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник АНО «Лаборатория доистории».

Авторы подчеркивают, что исследование личных украшений, в том числе техник их окрашивания в разные цвета, лучше, чем любой другой аспект материальной культуры, позволяет проследить развитие символического мышления и систем социального самосознания у людей каменного века.

Источник: РНФ.