Обработка ниобием в семь раз повысила устойчивость многокомпонентного сплава к химическому разрушению

Обработка ниобием в семь раз повысила устойчивость многокомпонентного сплава к химическому разрушению

Томские физики вместе с коллегой из Москвы в семь раз повысили устойчивость сплава титана, никеля, меди и циркония к коррозии, обработав его пучками ионов ниобия. Такое воздействие позволило сформировать на поверхности материала защитную оксидную плёнку. Полученный состав потенциально может использоваться для создания долговечных хирургических инструментов и имплантатов. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Materials Today Communications.

В хирургии — например, для создания протезов, — востребованы биосовместимые, прочные и устойчивые к коррозии, то есть химическому разрушению, материалы. Такими качествами обладают металлические стекла — сплавы на основе нескольких металлов с аморфной (неупорядоченной) структурой. Так, например, добавление никеля, циркония, меди или ниобия, а также их комбинаций к чистому титану, широко используемому в качестве основы для зубных и костных имплантатов, позволяет повысить коррозионную стойкость материала. Однако существующие методы формирования таких сплавов несовершенны: с их помощью удается получить только качественные тонкие покрытия и ленты, тогда как в объёмных структурах в процессе литья могут появляться микротрещины и кристаллические частицы, которые снижают прочность и коррозионную стойкость материала. Это ограничивает применение подобных сплавов на практике.

Сотрудники Института физики прочности и материаловедения СО РАН (Томск), Национального исследовательского Томского государственного университета и Московского физико-технического института предложили новый метод получения устойчивого к коррозии сплава на основе титана, никеля, меди и циркония. Он заключается в том, что литой сплав облучают ионами ниобия. В ходе такого процесса в поверхностном слое образца формируется аморфно-кристаллическая структура, тогда как в нижележащем объёме сохраняется кристаллическое строение сплава.

Микроскопические изображения исходного сплава, полученные методом растровой электронной микроскопии после коррозионных испытаний

Авторы протестировали два режима облучения разной мощности, чтобы определить тот, который позволяет наиболее эффективно сформировать аморфные структуры в материале. Оказалось, что вне зависимости от дозы облучения на поверхности образцов формируется слоистая структура. Сверху — защитная оксидная плёнка толщиной в шесть нанометров (примерно в 10 тысяч раз меньше толщины волоса), а под ней — аморфная плёнка толщиной около 100 нанометров. Именно оксиды усиливают устойчивость материала к коррозии, поскольку препятствуют взаимодействию металлов в его составе с ионами хлора из окружающей среды, например, из живых тканей.

В работе экспериментально доказано, что оба варианта обработки (разными дозами ионов ниобия) до семи раз повысили коррозионную стойкость сплава при его помещении в раствор искусственной слюны и физиологический раствор, имитирующий внутреннюю среду человеческого организма. При этом авторы выявили четкую корреляцию между дозой облучения, типом раствора и скоростью коррозии. Так, максимальная коррозионная стойкость в физиологическом растворе наблюдалась у образцов, облучённых при минимальной дозе, а в растворе искусственной слюны у материала, облучённого при максимальной дозе.

Микроскопические изображения сплава, полученные методами растровой электронной микроскопии, после коррозионных испытаний. а — при минимальной дозе облучения, b — при максимальной дозе облучения

Исследователи подчёркивают, что разработанный метод позволит в широких пределах «настраивать» фазовый и химический состав поверхностных слоев многокомпонентных сплавов. Полученные результаты помогут расширить сферы применения ионно-плазменных технологий в научных исследованиях, промышленности и медицинском материаловедении.

«Предложенная технология позволит увеличить срок службы медицинских инструментов и имплантатов из титановых сплавов и совершить переход к персонализированной медицине, основанной на применении медицинских материалов с памятью формы. Однако важно понимать, что потенциальное медицинское применение разработанных сплавов может быть реализовано только после того, как будет доказана их биохимическая совместимость с живыми тканями. В дальнейшем мы планируем оценить скорость выделения ионов в жидкостях, имитирующих среду организма, с последующим анализом влияния ионов на клетки», — рассказывает руководитель проекта, поддержанного грантом РНФ, Марина Остапенко, кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Института физики прочности и материаловедения СО РАН.

Источник: пресс-служба РНФ.

Новости Российской академии наук в Telegram →