Академия

Определены 10 победителей конкурса «Билет в Арктику»

Завершился мультиформатный конкурс для студентов и молодых учёных «Билет в Арктику». В конкурсе приняли участие более 250 тысяч человек со всей России. В число победителей второго сезона вошли студенты и аспиранты из Иркутска, Москвы, Санкт-Петербурга, Томска и Тюмени. Победители представляют топовые вузы страны: МФТИ, НИЯУ МИФИ, МАИ, НИУ ВШЭ, Томский политехнический университет, СПбГУ и другие. 20 финалистов представили свои проекты 11 сентября в музее «Атом» на ВДНХ.

Жюри, в состав которого вошел вице-президент РАН академик РАН Степан Калмыков, определило 10 победителей, которые отправятся в арктическую экспедицию на Ямал, где посетят ведущие научные и производственные площадки региона.

«Ценно, что конкурс не только даёт представление о регионе, арктических компетенциях и ключевых вызовах, которые стоят перед научным сообществом в Арктике, но и предлагает участникам проекта возможность решить задачи из реального сектора, с которыми сталкивается бизнес при освоении региона», — прокомментировал Степан Калмыков.

Для выхода в финал конкурсанты успешно прошли тестирование и решили бизнес-кейс от индустриального партнёра по одному из 5 тематических направлений. Участники конкурса предложили свое решение задания на выбор: провести сравнительный анализ нефтегазовых месторождений, спроектировать вертолётный ангар в условиях экстремального холода, придумать концепцию по снижению негативного воздействия судоходства в особых экологических районах Севморпути, предложить способы вовлечения в экономику нефелинового концентрата, реализовать маршрут для ледокола «Арктика» в Карском море. Экспертный совет конкурса — учёные, специализирующиеся на Арктике — отобрали для финала 20 лучших работ.

В финале конкурса участники представили расширенные заявки собственных решений. Финалисты прорабатывали оптимальный маршрут для ледокола «Арктика» в Карском море, проектировали вертолётные ангары в условиях вечной мерзлоты, предлагали решения по защите окружающей среды в Арктике, предлагали оптимальные варианты платформ для нефтегазовых месторождений, находили решения по вовлечению в экономику нефелинового концентрата.

Наградил победителей конкурса заместитель Министра науки и высшего образования Денис Секиринский.

«Исследование Арктики — один из приоритетов научно-технологического развития страны. Научные исследования и разработки критически важны для освоения и развития региона. Задача проекта «Билет в Арктику» — привлечь молодёжь — будущих исследователей, — к изучению Арктики. Здорово видеть среди финалистов студентов ведущих технологических российских вузов — МИФИ, МФТИ, МАИ, Томского политеха», — подчеркнул он.

Конкурс организован АНО «Чистая Арктика» и проходит в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий» при грантовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

«Российская Арктика — уникальная территория, как с точки зрения климата, экологии, ресурсов, так и с точки зрения научных разработок и передовых технологических производств. «Росатом», «ФосАгро», «Вертолёты России» — яркий пример таких компаний. Наша цель — показать возможности для молодых учёных в Арктической зоне, вдохновить и замотивировать их на «покорение» Русского Севера», — поделился руководитель проекта «Чистая Арктика» Андрей Нагибин.

Впереди победителей ждет арктическая экспедиция на Ямал. Они примут участие в программе Конгресса молодых учёных — спутнике, изучат работу карбонового полигона «Семь лиственниц», исследуют месторождение хромовых руд «Центральное», научно-производственное объединение «Собский рыбоводный завод», побывают в Арктическом научно-исследовательском стационаре Института экологии растений и животных УрО РАН в Лабытнанги и отправятся в национальный парк «Ингилор»! А также получат уникальную возможность — посетить производственную площадку в ЯНАО.

«Конкурс дал мне возможность узнать больше в областях, которые я не исследовала раньше. Я не знала, что такое торосы и как льды отличаются друг от друга. Благодаря кейс-заданию я почувствовала себя на месте людей, которые планируют логистику по Северному морскому пути», — рассказала Анна Комлева, победитель проекта в треке «Транспортная инфраструктура и Северный морской путь».

Новости Российской академии наук в Telegram →