Опубликовано в «Научном сообществе». Любить и созидать

Рубрика Лента новостей Профсоюза работников РАН

В каждом научном институте есть люди, которых можно назвать великими учеными, яркими личностями, потрясающими педагогами и просто замечательными людьми. Такие Звезды в науке служат примером для поколений молодых ученых. Они остаются в истории института, в истории науки не только портретами на досках почета или сухими строчками на страницах справочников, публикаций, архивных документов. Они живут в сердцах людей, их идеях и стремлениях.

Одна из таких легенд ОИВТ РАН – Татьяна Валериановна Баженова. Пройдя войну, защитив диссертацию, она всю жизнь проработала в нашем институте, вырастила множество учеников. Человек творческий, всегда открытый к людям, мастерски умеющий изложить на пальцах самые сложные темы, полный любви к жизни, любви к науке, настоящим патриотом России, Татьяна Валериановна была прекрасна во всех ипостасях – интересная привлекательная женщина, успешный ученый, хорошая мать, активный общественный деятель.

В апреле 2023 года, в преддверии 100-летия Татьяны Валериановны, профсоюз и администрация ОИВТ РАН взяли у нее интервью для сайта института «О войне, науке, любви и молодежи». Отрывки из него мы сегодня публикуем.

К огромному сожалению, до уникального своего юбилея Татьяна Валериановна не дожила. Она скончалась 2 июля на 99-м году жизни. Тяжелая, невосполнимая потеря для всего нашего коллектива.

Талантливая во всем, Татьяна Валериановна оставила интереснейшие семейные хроники, с которыми можно познакомиться в живом журнале «Рассказы матери» →

В 2015 году к годовщине Победы в Великой Отечественной войне в «Научном сообществе» публиковался рассказ Т. В. Баженовой о том, как сразу после окончания школы в военные годы она работала в составе трудового батальона: копала противотанковые рвы под Брянском, работала в госпитале, на дровозаготовках, училась на физфаке МГУ.

Председатель профкома ОИВТ РАН Мария Алхимова.

Мои студенческие годы в точности совпали с годами войны: я окончила школу и поступила на физфак МГУ в июне 1941 года. Мы учились под бомбежками, копали окопы, выезжали на дровозаготовки, по ночам я работала почтальоном. Во время авианалетов приходилось иногда дежурить на чердаке, чтобы вовремя погасить зажигательную бомбу. Мне не довелось, но моя мама и младший брат не раз успешно сбрасывали огромными клещами пылающий комок на асфальт или в специальный ящик с песком.

Вряд ли эти годы можно буквально считать «подготовкой диссертации», но какой-то базис они заложили. Однажды после взрыва бомбы во дворе ударная волна пронеслась через узкую арку дома, и я помню свое острое желание понять, что же и как там происходило. Не стало страха перед взрывами, пламенем, разрушениями.

А еще я научилась преодолевать трудности и организовывать работу разноплановых коллективов в самых разных условиях. Теперь я понимаю, что все это легло в основу и работы над кандидатской диссертацией, и всей моей дальнейшей научной деятельности, связанной с физической газодинамикой, ударными волнами, детонациями и взрывами.

Основная исследовательская работа закипела после окончания войны. Условия для экспериментов были очень тяжелыми. Это чуть позже, с началом ядерной и космической гонок, физика станет престижной, будет находиться в фокусе внимания. А тогда не то что приборов, даже самых простых материалов не было. Все приходилось мастерить собственными руками, приносить из дома, одалживать у коллег и соседей.

Я изучала особенности возникновения горения при распространении фронта пламени внутри стеклянной трубки. Для фиксации динамики процесса использовался фотоаппарат с открытым объективом. Для перемотки пленки я притащила из дома моторчик от швейной машинки. Вся подготовка (сборка, запуск) происходила в абсолютной темноте, на ощупь и по памяти. Количество запускаемой в камеру газовой смеси контролировалось по времени, на которое открывался вентиль. Нужно было точно воспроизводить это время от опыта к опыту. В темноте смотреть на часы невозможно, никаких таймеров со звуковым сигналом у нас не было, и я отсчитывала необходимые секунды по времени звучания ритмичной песенки, которую бубнила вслух. Нужный интервал был около полутора минут, и мне удавалось воспроизвести его с точностью до секунды! Помню эту песню до сих пор.

После диплома была работа на одном из областных оборонных предприятий, затем аспирантура на физфаке МГУ. Кандидатскую диссертацию я защитила в 1950 году.

Развитие ракетной промышленности во всем мире послужило толчком к созданию нового направления в физике – физической газодинамики, которая изучает газ не как среду, состоящую из молекул в виде твердых и неизменных шариков, а учитывает процессы, происходящие с молекулами и внутри них – ионизацию, диссоциацию, перераспределение энергии на внутренние степени свободы.

Этим исследованиям я и посвятила всю свою жизнь.

В МГУ мы решали много трудоемких, важных, красивых задач и почти всегда добивались результата. Но больше всего запомнилась неудача. Нас попросили исследовать возможность создания мощной волны сжатия электрическим разрядом под водой. Это могло бы помочь защите судов от донных мин. Мы взялись и возились долго. Проводили опыты сначала в кастрюле, потом в ванной, потом на Москве-реке. Завершилось все провальными подводными испытаниями на Черном море. Оказалось, что условия слишком отличаются, нужный фронт сжатия под водой не образуется. Было обидно.

Но чаще всего наши исследования находили и признание в научном сообществе, и практическое применение в важнейших отраслях экономики.

В 1953 году в Лаборатории физики горения Московского энергетического института АН СССР заработала наша первая экспериментальная установка для исследования ударных волн. Эту ударную трубу мы собрали собственными руками, без проверенных чертежей, на основе общих описаний моделей в теоретических работах.4

Моя работа в ИВТАН началась в 1967 году, когда там была создана лаборатория, название которой полностью соответствовало моим научным интересам (и запросам ракетной промышленности) – «Лаборатория физической газодинамики». До 1990 года помимо чисто фундаментальных исследований в нашей лаборатории проводились исследования по запросам ракетчиков, для проведения которых была создана вакуумная камера большого объема. Интересные задачи на стыке фундаментальной и прикладной науки привлекали в лабораторию молодежь, защищавшую у нас дипломы и диссертации.

В 1991 году лабораторию возглавил мой ученик Виктор Владимирович Голуб, который пришел в лабораторию в 1971 году аспирантом. Благодаря российским и международным грантам в тяжелые для науки годы он сумел не только сохранить коллектив, но и увеличить его численность.

Сегодня в лаборатории продолжается изучение фундаментальных основ механики жидкости и газов, физики и химии горения и детонации, физики ударных волн. Результаты находят применение при решении проблем взрывобезопасности промышленных производств, транспортных систем и энергогенерирующих установок (включая атомные). Получаемые данные используются для выяснения причин случайных взрывов, повышения эффективности и работоспособности новых двигательных установок.

Мне казалось особой романтикой работать в лаборатории, где каждый день что-то взрывается.

История любви

Не могу не упомянуть одну очень важную для меня работу. Она не была самой сложной или самой интересной, но тот эпизод жизни мне дорог. Я говорю о расчете толщины керамической обмазки для космических кораблей и баллистических ракет в далеком 1953 году. Задание было очень срочным, и только физическая газодинамика могла дать ответ. Так получилось, что в разгар космической гонки именно наш отдел оказался обладателем знаний о процессе горения в плазме на фронтовой части входящего с орбиты в атмосферу космического корабля, включая уникальные формулы и все параметры, необходимые для расчета.

Нам очень не хватало мощного компьютера, в СССР такого просто не было. И вот туристические походы свели меня с компанией ребят, которые именно в это время в полной секретности, как оказалось, выполняли отладку только что созданного советского компьютера М2. Нам удалось, пробив все преграды, запустить наши расчеты в качестве отладочной задачи, провести вычисления, получить результат. Это во многом помогло опередить американцев в космосе!

Моя роль в этой истории была скромной: я лишь организовывала взаимодействие расчетчиков и компьютерщиков и помогала интерпретировать результаты. Но оценку получила высокую – была награждена медалью «За трудовую доблесть» в честь полета Юрия Гагарина.

Горжусь тем, что причастна к истории наших побед в космосе да еще и истории советской вычислительной техники.

Для меня это была еще и история любви. Именно в той компании компьютерщиков я встретила моего будущего мужа, Юру Лавренюка, с которым мы вместе прожили более 68 лет.

Что посоветовать молодежи

Молодежь… Для науки это довольно размытое понятие.

Так получилось, что в молодости я довольно часто попадала «на карандаш» для статей в стенгазетах, газетах и журналах. Забавляла динамика штампов для обозначения возраста. Обо мне писали «юная студентка», «молоденькая аспирантка», «молодая сотрудница». Вскоре после защиты докторской (мне было 42 года) в присланном на проверку черновике очередной статьи я с ужасом прочитала: «моложавая заведующая лабораторией».

– Так, хватит! – сказала я себе, – В следующей статье будет «молодящаяся». Решительно вычеркнула эти строки и с тех пор старалась, чтобы мой возраст не комментировался.

И только через полвека в 2013-м сама нарушила этот запрет. Мне было уже 90 лет, и к 95-летнему юбилею директора нашего института Александра Ефимовича Шейндлина я позволила себе в шуточном поздравлении написать:

Желаю новых Вам побед!

Ваш юбилей мне тем дороже,

Что я могу, на фоне Ваших лет,

Себя причислить к молодежи!

Шутка имела успех.

Так вот о молодежи…

Я не считаю себя очень уж талантливым ученым-физиком. Меня всегда окружали гораздо более талантливые люди: рукастые виртуозы-экспериментаторы, эрудированные гениальные теоретики, всемогущие программисты и компьютерщики. Я немножко (да кого я обманываю?! – сильно!) им завидовала, восхищалась ими. Но ведь кто-то должен помогать таким уникумам собраться в единую команду, ставить задачи (общие и персональные), воодушевлять, если требуется. А потом понять, что за результат получен, проанализировать его, облечь в форму слов, графиков, плакатов, статей, книг и диссертаций. Я себя находила именно в этой незаметной, но очень благодарной работе.

Вот так я плавно подошла к советам молодежи и, особенно, студентам.

Конечно же, в первую очередь надо любить физику.

Повторю банальную фразу: современная наука уже давно перестала быть уделом одиночек, сколь бы талантливыми они ни были. Поэтому очень важно найти свою команду и стать в ней востребованным (а лучше – незаменимым) элементом.

Из этого вытекают не один, а сразу четыре совета:

1. Получить максимально универсальное базовое образование (чтобы быть способным совершенствоваться в любом направлении).

2. Найти ту область, где можешь оказаться нужным и незаменимым и упорно совершенствоваться в ней.

3. Настойчиво искать то место, где окажешься нужен.

4. Учиться работать в команде.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Была примером для многих

Татьяна Валериановна… Она была очень одаренным от природы человеком: умница, бесстрашная, прекрасный организатор. Жизнь, которую она прожила, давалась ей не просто, но она многого добилась. Не буду писать про науку, об этом много в ее воспоминаниях.

Она создала замечательную семью, помогала мужу в его научной работе. И была примером для многих, и помогала многим.

Она была очень мужественным человеком. Как-то торопилась на работу, упала и сломала шейку бедра. В больнице ей сказали, что надо ходить с ходунками со сломанной ногой, иначе мышцы ослабеют и операцию нельзя будет делать. И она ходила, и терпела жуткую боль. А после операции, опять превозмогая боль, ходила на костылях по квартире и даже по лестнице. В итоге через год последствий травмы не было видно.

А как она умела все организовывать! На вечерах в нашей лаборатории Татьяна Валериановна фактически становилась тамадой, проводила смешные и интересные игры и конкурсы. Сочиняла коллегам к памятным датам остроумные поздравительные стихи.

Дома она тоже любила собирать на праздники многочисленную родню. Превращала готовку, мытье посуды и прочие малоприятные хлопоты в веселые конкурсы. Самые маленькие отвечали за сладкое, постарше – за накрывание стола, самые старшие – за готовку и мытье посуды.

Татьяна Валериановна объехала весь мир, была и в Японии, и в Австралии, и во многих странах Европы. Я как-то ее спросила: «Вы не хотели бы жить не в России?» Она ответила: «Самое лучшее, что я видела в мире – это наши березки».

Я благодарна судьбе за то, что была знакома с таким неординарным человеком.

Людмила Георгиевна Гвоздева.