Отложения с флорой и фауной юрского периода в Иркутской области

В ходе экспедиции в Иркутский угольный бассейн палеонтологи Томского государственного университета и Института земной коры СО РАН изучили отложения с флорой и фауной юрского возраста. В результате проведенных работ учёные обнаружили еще одно местонахождение, охарактеризованное фауной позвоночных. Это увеличивает перспективы открытия динозавров и других юрских позвоночных в Иркутском бассейне. Полученные данные позволят реконструировать биоту Иркутского бассейна на рубеже ранней-средней юры — около 180—175 млн лет назад.

Экспедиция в Восточную Сибирь организована в рамках проекта по изучению юрских отложений Иркутского бассейна, поддержанного программой стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» (проект «Эволюция крупных изверженных провинций Земли как фактор глобальной эмиссии углекислоты, токсичных и парниковых газов в геологической истории»).

В этом году четырёхнедельная экспедиция в Иркутский бассейн впервые проходила на севере Иркутского бассейна в районе города Тулун, в деревне Владимировка. На разрезе учёные отобрали пробы на спорово-пыльцевой и геохимический анализы и палеонтологически охарактеризовали породы. Палеонтологи провели фотофиксацию общей архитектуры обнажения и структурно-текстурных особенностей пород. Было найдено множество отпечатков юрских растений и животных, в том числе редкие экземпляры.

В окрестностях деревни Владимировка учёные исследовали разрез длиной около 5 км вдоль реки Ия — до устья реки Икей, где определили перспективные для поисков остатков флоры и фауны точки. В этом районе выходит присаянская свита ранней-средней юры, сложенная древними речными отложениями.

Отпечаток юрской рыбы, найденный в экспедиции в Восточной Сибири

В экспедиции участвовали доцент кафедры палеонтологии и исторической геологии ГГФ ТГУ Степан Иванцов, научный сотрудник Института земной коры СО РАН Андрей Фролов, студентка 3 курса Иркутского государственного университета Юлия Левина.

Иркутский угольный бассейн — континентальная впадина, заполненная отложениями юрского возраста, в том числе, как предполагают учёные, динозавровой фауной. Поиски юрских позвоночных на этой территории ученые Томского государственного университета ведут с 2014 года вместе с Институтом земной коры СО РАН в рамках проекта «Изучение юрских отложений Иркутского бассейна». В 2017 году они разработали поисковую методику, по которой в 2020 году обнаружили первые остатки двух рыб юрского периода. Во время экспедиции в 2022 году ученые нашли остатки еще 25 экземпляров рыб юрского периода.

Источник: ТГУ.