Первые итоги проекта базовых школ Российской академии наук в Красноярске
Первые итоги проекта базовых школ Российской академии наук в Красноярске
В этом году у проекта Базовых школ РАН в Красноярске важный рубеж – первые выпускники. Об итогах четырех лет работы и о результатах, которых удалось достичь, мы поговорили с Мариной Смольниковой, кандидатом биологических наук руководителем группы молекулярно-генетических исследований НИИ медицинских проблем Севера, руководителем проекта опорных школ РАН в гимназии № 13:
«Проект Базовые школы РАН стартовал в 2019 году. Нам, ученым, с самого начала было в новинку работать со школьниками, тем более, проводить с ними не только научную, но и образовательную деятельность. Можно сказать, что эти 4 года учились все: и ученики, и научные сотрудники. Я, как научный руководитель, формировала рабочие программы сначала для 8 класса, потом для 9, 10 и 11 класса, занималась поиском сотрудников для работы в школе. Моя команда – молодые и опытные научные сотрудники ФИЦ, СФУ и КрасГМУ (мы называем их «кураторы») проводили практические и теоретические занятия, готовим свои спецкурсы. Каждый год мы занимаемся разными экспериментальными работами со школьниками, по результатам которых проводим ежегодные конференции.
В гимназии № 13 «Академ», при активном содействии директора Людмилы Петровны Юдиной, мы развиваем научное направление классов РАН – персонифицированная биомедицина. Эти четыре года были для ребят погружением в биологию, химию, молекулярную биологию, генетику. Уже в 9 классе наши ученики умеют выделять ДНК, работать в стерильных боксах. В 10 классе они самостоятельно могут делать ДНК-типирование с применением метода полимеразной цепной реакции. Делается это в рамках научного проекта по выявлению генетических маркеров распространенных заболеваний человека с целью их профилактики. Работа проводится на современном оборудовании, на котором работаем мы сами в научно-исследовательских институтах. Для 11 класса мы решили в течение года приглашать ученикам ведущих ученых Красноярска, чтобы у детей сформировалось общее понимание всех научных направлений нашего города и края. За 2022–2023 учебный год у нас побывало 24 лектора из разных научных областей: биология, медицина, химия, физика, сельское хозяйство, лесобиологическая тематика, психология, математика. Так же для ребят прочитала лекцию о научных грантах исполнительный директор Красноярского краевого фонда науки. Цель фонда – содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории края.
В 2023 году в трех базовых школах РАН Красноярска: гимназии № 13, лицее № 7, школе № 10, – будут первые выпускники. В гимназии № 13, по результатам нашего опроса, из 19 учеников 11 класса РАН семь человек выбрали для поступления медицинские ВУЗы или биологические факультеты ВУЗов. Причем, из пяти одиннадцатых классов гимназии всего 20 человек сдают ЕГЭ по биологии, то есть почти треть – из нашего класса РАН. На мой взгляд, это отличный показатель и результат работы научных сотрудников с учениками.
С самого начала проекта мы решили, что работа детей над научными проектами будет командной. По своему опыту знаю, что почти все работы ученые делают в команде, в которую зачастую входят сотрудники из разных направлений, разных НИИ, что дает возможность разносторонне и междисциплинарно подходить к решению задач. И это давало успехи. Каждый год ученики классов РАН Гимназии № 13 занимают призовые места на конференции ФИЦ, а еще дети делают успехи в других конкурсах и олимпиадах. Важной целью так же было развить способность аналитически мыслить. Очень важно иметь гипотезу, а дальше подтверждать или опровергать ее. Все это применимо и к обычной жизни».
Об итогах четырех лет обучения в медико-биологическом классе РАН мы спросили учениц 11 класса гимназии № 13. Что было им особенно полезно за эти 4 года, какие навыки удалось развить, какой опыт получить и как это повлияло на выбор их будущей профессии.
Виктория Храмова: «Одной из самых полезных была информация, как получить грант и какие правильно подавать заявки. Яна Валерьевна Горина, доцент КрасГМУ, рассказала очень полезную информацию про инсулин, его работу, на что он влияет. Из каждой лекции можно было вынести для себя что-то важное и полезное. К нам приходили лекторы из разных сфер: из математики, из физики, из биофизики, из медицины. К нам как-то приходила профессор Валентина Кратасюк, с ней было очень полезно поговорить о поступлении в ВУЗ, она очень много рассказывала нам об университетах, о том, куда можно поступить, о наших шансах. Нам позавидовали ребята из других обычных классов, когда нам зачли научные работы, а им нужно было их отдельно делать и сдавать. Индивидуальный проект – это допуск к экзаменам».
Елизавета Круглик: «Самым запоминающимся для меня, начиная с восьмого класса, стали лекции с моим первым куратором Василисой Валерьевной Красицкой. Мы изучали основы молекулярной биологии, строение ДНК, различные процессы в организме. Но теперь я увлеклась программированием. Возможно, мне это пригодится, если я займусь биоинформатикой».
Дарья Дворянкина: «Я научилась делать научные проекты, понравилось 4 года работать в лаборатории, много раз ездила в НИИ Медицинских проблем Севера, где мы выделяли ДНК, мне понравилось работать там на современном оборудовании. У нас был интересный проект – мы изучали, сколько мяса в колбасе, оценивали количество мышечных волокон. Весь процесс понравился, и научный руководитель очень хорошо все объясняла. Экскурсия по лаборатории понравилась. Собираюсь поступать в медицинский институт или на биологический факультет».
Мария Подборская: «В восьмом классе мне захотелось стать ученым, меня привлекла генетика, были интересные лекции. Но после девятого класса я решила идти все-таки в психологию».
Среди направлений, которые выбрали себе ученики – медицина, психология, горное дело, биология, программирование. Среди выбранных вузов прозвучали вузы не только Красноярска, но и Новосибирска, Томска, Санкт-Петербурга. Треть опрошенных выбрали медико-биологическое направление. Среди надпредметных навыков, так называемых soft skills, которые получили ученики классов РАН, ребята отметили умение делать презентации, опыт командной работы.
«Я считаю, что умение работать в группе – важный навык в любой сфере. Например, сайт для проекта ты можешь сделать сам, но, чтобы его интересно заполнить и продвинуть, нужна команда. Даже для программиста очень важен навык общения с людьми. С людьми приятно работать, ощущаешь постоянную поддержку. За время обучения в классе РАН мы научились формулировать наши цели, задачи, направлять их в нужное русло, структурировать данные. Презентовать свои работы», – отметила Елизавета Круглик.
«Главная цель проекта Базовых школ РАН – выявление талантливых детей и поиск новых научных кадров РФ, поэтому вся наша команда наставников учеников школ РАН активно помогает будущим ученым ориентироваться в научном мире», – подытожила Марина Смольникова.
Источник: ФИЦ КНЦ СО РАН.