Про прорывы и препоны. Дмитрий Маркович
Про прорывы и препоны. Дмитрий Маркович
«Куда едут квалифицированные люди в современной России?» – спросил кандидат от Сибирского отделения РАН Дмитрий Маркович на встрече с избирателями в Санкт-Петербургском научном центре, состоявшейся 5 сентября. И в подтверждение того, что сегодняшний региональный дисбаланс в распределении научных кадров существовал не всегда, привел факты своей биографии: родился в Дудинке, закончил школу в Якутии, потому что его родители в числе других молодых специалистов приехали на северные стройки. Не к лучшему изменилась и ситуация с научной инфраструктурой: в 1957 году в Новосибирске построили Академгородок.
Сегодня на территории, которую курирует СО РАН, возводятся два объекта мегасайенс – ЦКП «СКИФ» в наукограде Кольцово и Национальный гелиогеофизический комплекс в Иркутской области, этого на всю Сибирь явно недостаточно. «Мы в прямом смысле теряем будущее – продолжается утечка мозгов из регионов и из страны. Необходима продуманная молодежная политика, например, можно объявить «нулевую ипотеку» для решения жилищных проблем научной и вузовской молодежи», – предложил докладчик. С подачи участников встречи затронул он и тему аспирантуры: существующая стипендия в 7 тысяч рублей совсем не стимулирует подготовку кадров высшей квалификации. На взгляд директора ИТ СО РАН, правомерна система специальной грантовой поддержки аспирантов и их научных руководителей.
Выросший как ученый в Сибирском отделении РАН Дмитрий Маркович особый упор делает на междисциплинарность и интеграционные проекты. В частности, надо продолжать укреплять сотрудничество с медиками и аграриями. Дмитрий Маркович напомнил петербуржцам, что это в академических традициях: первым президентом Академии наук и художеств был лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост.
Согласившись с предложением участников встречи организовать в РАН комплексный аудит с инвентаризацией всех имеющихся прорывных идей и технологий, Дмитрий Маркович отметил, что для этого нужна аппаратная поддержка. Более того, академия должна возобновить работу над комплексной системой оценки институтов. Уже понятно, что деление НИИ и вузов на категории себя не оправдало. В критериях оценки эффективности научной деятельности необходим баланс между количественными (данные наукометрии) и качественными показателями. Дмитрий Маркович призвал с осторожностью подходить к оргвыводам. Главным в любой оценке должен быть принцип «не навреди»: нельзя забывать о важной гуманитарной составляющей в деятельности РАН. В отдаленных регионах единственный академический институт, пусть и не блещущий показателями, зачастую становится оплотом культуры, точкой просвещения. Поэтому научно-образовательные центры в глубинке надо сохранять и поддерживать. Если из региона уходит наука, туда приходят шаманы.
Сегодняшнее прохладное отношение государства к ученым необходимо преодолевать в повседневной работе. Возможности для этого есть: в каждом министерстве функционируют расширенные коллегии, куда приглашают членов РАН, в Минобрнауки уже несколько лет существует хорошая традиция назначать профильных заместителей министра из числа представителей академии. Самому академику Марковичу было недавно предложено возглавить секцию технических наук, половина участников которой – члены РАН. У секции есть реальное право оптимизировать программу фундаментальных исследований. А тематические отделения академии и советы по направлениям должны стать площадками для выработки приоритетов развития науки и технологий на федеральном и отраслевом уровнях.
Хроническое недофинансирование фундаментальной науки – системная проблема последних десятилетий. Провозгласив первенство исследований, которые уже завтра могут стать технологиями, мы рискуем перестать вкладывать деньги в базовые вещи. Между тем речь идет о незначительных в масштабах страны суммах. Чтобы финансирование фундаментальной науки увеличить в два раза, потребуется всего лишь порядка 200 миллиардов рублей.
«Мы тридцать лет живем одним днем. Пора об этом задуматься! Для прорывов нужна основа», – подчеркнул Дмитрий Маркович.
В нынешних непростых условиях возрастает роль научной дипломатии. Миссия ученых – сохранять горизонтальные научные связи. Жечь мосты было бы ошибкой, поскольку тотальный технологический суверенитет сегодня невозможен.
Сложные времена требуют организации в масштабах страны института «академической адвокатуры» или назначения омбудсмена по правам ученых. Социальная и иная поддержка необходима: если молодежь – авангард, сила, энергия, то представители старшего поколения – основа научных школ. Пенсии и медицинское обслуживание ведущих ученых (всех, не только членов РАН) должны быть на уровне госслужащих.
Кандидат в президенты РАН поддержал идею создания Санкт-Петербургского регионального отделения, отметив на примере Иркутского филиала СО РАН, насколько такая реорганизация может интенсифицировать связи между академическими институтами и высшими учебными заведениями.
Будучи апологетом сотрудничества с университетами, на следующий день академик Маркович отправился на встречу с учеными СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Напомнив собравшимся сегодняшнюю структуру РАН: 50% – представители академических институтов, 25% – вузовские ученые, еще 25% представляют корпоративную науку, Дмитрий Маркович акцентировал внимание на том, что именно такой состав делает академию надведомственной структурой, местом принятия стратегических решений по развитию научных и технологических направлений. Кандидат в президенты академии призвал забыть «фантомные боли» тех времен, когда институты существовали в системе РАН, и перестать противопоставлять разные системы организации науки. РАН должна быть равно приближена и к академическим институтам, и к университетам, и к отраслевой науке».
Рассказывая, что можно сделать для привлечения молодежи в науку, Дмитрий Маркович подчеркнул: активный молодой ученый способен сегодня хорошо зарабатывать на жизнь. Основная проблема состоит в отсутствии доступа к научному оборудованию мирового уровня. Более того, наличествуют совершенно неоправданные бюрократические препоны в закупке реактивов и комплектующих.
Рассуждая о том, что может стать внутренним стимулом развития науки, если внешним уже лет 10 являются санкции, Дмитрий Маркович убежденно сказал: «И для государства, и для граждан такой внутренний стимул – стремление к повышению качества жизни россиян. Развитие фундаментальной науки – необходимое условие выживания России в будущем».
Текст: Ольга Колесова
Фото: «Поиск»