Прорывные достижения российской трансплантологии представили на Президиуме РАН

Прорывные достижения российской трансплантологии представили на Президиуме РАН

Заседание Президиума Российской академии наук под руководством вице-президента РАН академика Владислава Панченко было посвящено революционным достижениям и перспективам развития трансплантации солидных органов в России. Учёные представили данные, свидетельствующие о многократном росте числа операций и выходе отечественной медицины на уровень мировых стандартов.

Научную часть заседания открыл вице-президент РАН академик Михаил Пирадов, подчеркнув, что трансплантология — яркий пример успехов современной медицины. «Это направление аккумулирует все новейшие достижения биомедицины и позволяет излечить ранее неизлечимых пациентов», — отметил он.

Академик остановился на фундаментальном для этой области понятии смерти мозга, легализация которого стала основой для развития трансплантологии. Многие века смерть человека констатировалась на основании остановки сердца или дыхания. Однако достижения реаниматологии, связанные с изобретением аппаратов искусственной вентиляции лёгких и искусственного кровообращения, сделали возможным поддерживать деятельность органов.

Несмотря на это, в середине XX века появилась концепция смерти мозга как нового состояния человека. На сегодня смерть мозга определяется как полное и необратимое прекращение всех функций головного мозга и признана эквивалентной смерти человека почти во всех странах мира.

«За последние 10 лет введение современных критериев смерти мозга позволило увеличить число трансплантаций в нашей стране в два раза, а в Москве — в 2,7 раза. За 20 лет количество пересадок органов выросло в разы: почки — в 35 раз, печени — в 10, а сердца — в 38. А общее число больных с трансплантированными органами — почти в шесть раз. Клинические результаты трансплантации органов в России сегодня соответствуют лучшим международным практикам», — сообщил академик.

Главный трансплантолог Минздрава России академик Сергей Готье сообщил, что в прошлом году в Национальном медицинском исследовательском центре трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова было выполнено более 3 тысяч трансплантаций различных органов. Особое внимание он уделил резкому росту пересадок сердца.

«Этот феномен объясняется полной сменой парадигмы оказания медицинской помощи за счёт уменьшения числа противопоказаний, расширения донорских критериев и рутинного использования временной механической поддержки кровообращения, которая обеспечивает как дожитие пациента до трансплантации, так и его лечение в послеоперационном периоде», — пояснил он.

По словам учёного, это стало возможным благодаря развитию посмертного донорства в московском регионе, что обеспечивает возможность получения трансплантата в короткие сроки. В результате срок ожидания пересадки сердца для пациентов на механической поддержке кровообращения сократился в среднем до пяти суток.

Учёный также отметил, что потребность России в трансплантации печени у детей полностью удовлетворена: «Никто за границу не ездит». Что касается трансплантации лёгких, в этом году ожидается выйти на показатель в 40 пересадок. «Это, конечно, не 300, как трансплантация сердца, но всё-таки движение вперёд», — подытожил Сергей Готье.

Академик Могели Хубутия представил масштабный исторический обзор развития отечественной трансплантологии. «Хотя трансплантология считается относительно молодой наукой в медицине, вопросы пересадки органов и тканей интересовали человечество с древних времён. Всё начиналось с трансплантации кожи, костей, мышц, сухожилий и так далее. Пересадка органов стала развиваться где-то в середине XX столетия, а параллельно шли фундаментальные и прикладные научные исследования», — рассказал учёный.

Член-корреспондент РАН Алексей Шевченко посвятил своё выступление трансплантации сердца, которая остаётся «золотым стандартом» для пациентов с терминальной сердечной недостаточностью.

«Четыре десятилетия не прошли даром: расширились показания для выполнения самой операции, критерии органного донорства, операций стало больше, и мы действительно видим снижение периоперационной смертности и улучшение отдалённого прогноза», — констатировал он.

При этом учёный указал на новые вызовы, требующие мультидисциплинарного подхода: «Нам нужны инженеры, нам нужны программисты. Мы должны залезть внутрь клетки, чтобы разобраться, как остановить фиброз. И самое главное — у нас есть реальный потенциал улучшения отдалённого прогноза. Мы должны транслировать опыт на отдалённые регионы и другие клинические центры, и здесь нам поможет искусственный интеллект».

Выступление профессора РАН Марины Мининой было посвящено ключевой проблеме трансплантологии — дефициту донорских органов. По её словам, ежегодный спрос составляет не менее двух миллионов пациентов в мире.

Докладчик представила успехи московской модели донорства, основанной на принципах трансплантационной координации и применении прорывных технологий. Трансплантационный координатор — это специалист, который отвечает в больнице за организацию донорского процесса и находится в постоянном взаимодействии с донорским центром. «В 2024 году абсолютное число доноров в Москве составило 420, что в переводе на миллион населения — 33,1 донора на миллион. Это высокий показатель», — отметила Марина Минина.

Она также подробно рассказала о передовых технологиях экс-виво перфузии, которые позволяют «реанимировать» и улучшать качество органов перед пересадкой. «Мы вплотную подошли к созданию собственных российских перфузионных машин, имея для этого необходимый опыт и технические возможности. Наша модель донорства предоставляет практически неограниченные возможности для донорства тканей, васкуляризированных тканевых комплексов и конечностей», — заключила докладчик.

Подводя итоги, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Евгений Камкин подтвердил приоритетность развития трансплантологии для системы здравоохранения. «Количество выполненных трансплантаций в нашей стране по сравнению с 2021 годом в 2024 году выросло в полтора раза», — сообщил он, подчеркнув готовность ведомства к дальнейшему взаимодействию с научным сообществом.

В рабочую повестку заседания также вошли ключевые организационные вопросы. Главный учёный секретарь Президиума РАН Михаил Дубина сообщил, что следующее Общее собрание членов РАН запланировано на 9 декабря 2025 года.

Вице-президент РАН академик Степан Калмыков добавил, что на нём состоятся очередные выборы профессоров РАН. «Когда профессор РАН избирается членом-корреспондентом или академиком, он освобождает это звание, и вакансия открывается для нового кандидата. Мы провели расчёты и убедились, что вакансий достаточно для проведения новых выборов», — отметил он.

Выборы будут проходить на заседаниях тематических отделений РАН, а итоговые списки утвердит Общее собрание.

Кроме того, в ходе заседания Владислав Панченко вручил советнику РАН академику Борису Мясоедову Орден Александра Невского — за заслуги в развитии науки и многолетнюю плодотворную деятельность.

Учёный отметил, что уже 72 года трудится в Академии наук и по сей день продолжает активную работу над проектами в области радиохимии, аналитической химии радиоактивных элементов и радиоэкологии. «Химия — наша жизнь и наше будущее. Однако за сравнительно короткий период этот лозунг, по моему мнению, приобрёл иное звучание благодаря необычайно быстрому развитию одной из самых молодых наук — радиохимии. Радиохимия обеспечивает будущее человечества надёжным источником электроэнергии. Электроэнергия — это всё: без неё нет технологий и нет нормальной жизни», — подчеркнул учёный.

Новости Российской академии наук в Telegram →