Работы Анапской археологической экспедиции Института археологии РАН
Работы Анапской археологической экспедиции Института археологии РАН
В 2022–2023 гг. Анапской археологической экспедицией Института археологии РАН на территории объекта культурного наследия федерального значения «Городище Горгиппия» ведутся охранно-спасательные археологические исследования.
Участок работ располагается в 25 м к югу от музеефицированных кварталов древнего города, входящих в территорию археологического заповедника «Горгиппия». Оказалось, что место раскопок почти не пострадало от техногенного воздействия в XX в. Это дало возможность проследить все периоды, значимые для античной Горгиппии и ранней Анапы.
Как считается, на месте античной Горгиппии греки-колонисты обосновались в конце VI в. до н. э. По поводу названия раннего греческого поселения нет однозначного мнения и достоверных данных. Греческие авторы называют его Синд, Синдика, Синдская гавань, Синдик.
С начала IV в. до н. э. правителем города становится сын боспорского царя Сатира I Горгипп. Именно благодаря ему земли Синдики оказались присоединены к территориям Боспорского царства. Город на берегу современной Анапской бухты получил название Горгиппия.
Основу экономики Горгиппии составляло сельское хозяйство. Здесь также были развиты ремесла: камнерезное, железоделательное, керамическое, косторезное, деревообрабатывающее, стеклодельное, бронзолитейное, ткацкое. Немаловажное место в экономике города занимала торговля с племенами меотов, живших в непосредственной близости от города. В обмен на сельскохозяйственные продукты из Греции привозились предметы роскоши, чернолаковая посуда, различные украшения, оружие, большое количество виноградного вина. Этому способствовал процесс постепенной эллинизации ближайшего к городу местного населения.
Около 240 г. н. э. Горгиппия погибает в сильнейшем пожаре, вызванном, судя по всему, нападением внешних врагов.
Сейчас Горгиппия находится под современной Анапой, поэтому границы ее кварталов и некрополя уточняются и корректируются с каждым новым исследованием.
В течение 30 лет Анапской археологической экспедицией ИА РАН, проводившей раскопки Горгиппии и её окрестностей, руководила д.и.н. Е. М. Алексеева. Она систематизировала данные об основных строительных периодах в истории города и его планировке.
Исследования нынешнего сезона позволяют уточнить и дополнить новыми фактами ее выводы.
В ходе работ удалось выявить не менее четырех горизонтов строительства. Самый ранний из них относился к IV–III вв. до н. э. Лучше всего сохранился слой II–III вв. н. э. Кроме того, стоит отметить несколько фрагментов амфор и монеты второй половины IV в. н. э.
Особый интерес из выявленных объектов античного периода представляют две городские улицы. Прослеженная длина первой улицы – 50 м, ширина – 4,40 м. Толщина полотна доходила до 0,5 м и состояла из плотно уложенных фрагментов керамики, а также мелких камней и битой черепицы. Местами по краям улицы сохранились бордюрные камни. По аналогии с наименованиями улиц на территории заповедника, эту улицу следовало бы назвать «Южная». К ней под прямым углом с юга примыкала еще одна улица, составляя перекресток. Судя по напластованиям, обе улицы существовали в этом месте с первой половины – середины IV в. до н. э. и до самого момента разрушения города в середине III в. н. э.
Все обнаруженные в нынешний сезон городские сооружения располагались вдоль улиц. На участке выявлено не менее 9 усадебных комплексов с подвалами, дворами и наземными помещениями. Среди них стоит отметить четыре винодельни. Причем, две из них, вероятно, относятся к первому веку нашей эры, а две другие погибли в пожаре 240 г. н. э. Конструкции виноделен сходны с теми, что уже известны из раскопок Горгиппии предыдущих лет. Они имеют покрытые цемянкой давильные площадки и по три резервуара различной величины. Винодельни первого века были уничтожены в ходе перестроек в городе в позднейшем периоде его существования. При одной из ранних виноделен был и подвал, в скальном полу которого прослежены следы ям для столбовых конструкций и пифосов. Судя по ним, в подвале могло находиться не менее 16 пифосов средней емкости, что, вероятно, связано с товарным характером винодельни. С учетом открытых в этой же линии в предыдущие годы раскопок винодельческих комплексов, исследуемый участок можно условно считать кварталом виноделов.
Примечательно также то, что под горизонтами городских построек и улиц располагались погребения конца VI – начала IV в. до н. э. Инвентарь погребений включал чернолаковую парадную посуду и вооружение. Благодаря находкам этих погребальных комплексов можно проследить этапы постепенного расширения города с севера на юг.
Не менее интересным для изучения оказался и слой ранней Анапы XVIII–XIX вв.
В ходе исследований найдено большое количество предметов и монет XVIII–XIX в. Здесь были открыты три полуземлянки (зимники) и значительная часть хозяйственных ям, связанных с первыми годами жизни Анапской крепости. В заполнении ям обнаружены фрагменты и целые керамические сосуды XVIII в., курительные трубки, османские монеты, мешочки с картечью, пулелейки.
Вероятно, в то время развалины античных стен еще могли возвышаться над поверхностью земли, а камень был нужен для возведения новой крепости. Именно поэтому под горизонтом землянок найдены траншеи камнедобытчиков. Они пронизывали всю поверхность исследованного участка. Чаще всего, их направление полностью соответствовало расположению каменных стен подвалов и фундаментов III в. н. э. Камнедобытчики, как правило, выбирали средние по размеру камни. Самые крупные камни, находившиеся в основаниях античных стен, часто оставались на месте. В заполнении траншей также достаточно много костей животных, обломков кофейных чашек, поливных светильников и сосудов, трубок, османских монет (часть из которых имели отверстия для крепления в монисто), а также свинцовых пуль, железных ядер и картечи.
Еще один примечательный сюжет в работах экспедиции составляло открытие участка турецкого некрополя конца XVIII – начала XIX в., а также двух кирпичных склепов. Склепы относились к располагавшейся рядом церкви Святого Онуфрия Великого. Один из склепов был разграблен при строительных работах в середине XX в. Во втором находилось непотревоженное погребение священнослужителя. Предположительно, здесь был захоронен первый после восстановления собора в 1874 г. настоятель, умерший в 1906 г. По согласованию с Епархией, погребение было перенесено на территорию ныне действующего храма.
Надеемся, что продолжение исследований принесет еще много новых открытий.
Автор: Ильяшенко С. М.
Источник: Институт археологии РАН.