Академия

Разработан ключевой элемент для авиадвигателей пятого поколения

Сотрудники Института проблем сверхпластичности металлов РАН (Уфа) разработали ключевой элемент для авиадвигателей пятого поколения, которые устанавливают на российские пассажирские самолеты МС-21.

Об этом на пресс-конференции в «Башинформе», на которой представители научного сообщества Башкирии поделились новейшими исследования и разработками в разных областях науки, сообщил научный руководитель ИПСМ РАН член-корреспондент РАН Радик Мулюков.

Научный руководитель Института проблем сверхпластичности металлов РАН профессор доктор физико-математических наук член-корреспондент РАН Радик Рафикович Мулюков

По его словам, перспективный двигатель ПД-14 — первый турбовентиляторный двигатель, разработанный в современной России. Его ключевая деталь — лопатка вентилятора — была разработана башкирскими учеными.

«Английская компания Rolls-Royce придумала, как облегчить эти лопатки по весу, создав ажурную конструкцию внутри. Тем самым захватывается на 30% больше воздуха, соответственно, КПД увеличивается. Технология была запрещена Англией к экспорту, это стало национальным достоянием. Одна такая маленькая деталь стоит целое состояние. Поэтому нам поставили задачу разработать эту технологию. И мы за меньшие время и деньги разработали технологию, которая опережает зарубежные аналоги. Rolls-Royce был вынужден признать наши достижения, правительство Англии выдало нам соответствующий патент», — поделился Радик Рафикович.

В этом году самолет МС-21, в двигателе которого стоят именно башкирские лопатки вентилятора, начинает лётные испытания. По оптимистичным прогнозам, уже к концу года полностью российский самолет МС-21 с двигателем ПД-14 совершит первый коммерческий полет с пассажирами.

Источник: Башинформ.

Новости Российской академии наук в Telegram →