Академия

Развитие беспилотных систем подводного исполнения требует развития законодательства

Развитие беспилотных систем подводного исполнения требует развития законодательства

Одной из значимых тем прошедшего во Владивостоке VIII Восточного экономического форума стало обсуждение нового явления — беспилотные системы лавинообразно набирают популярность в самых разных сферах человеческой деятельности.

Учитывая низкую плотность населения на Дальнем Востоке, можно предположить, что развитие именно здесь беспилотных авиационных систем станет весьма перспективным направлением. Тоже можно сказать по отношению к робототехнике, в том числе — подводной.

Круглый стол «Беспилотные системы — что бы изобрести, чтобы ничего не делать?»

Об этом говорилось на полях форума — в рамках сессии «Технологическое развитие как гарантия суверенитета» прошёл круглый стол «Беспилотные системы — что бы изобрести, чтобы ничего не делать?», участником которого стал исполняющий обязанности директора Института проблем морских технологий им. академика М.Д. Агеева Дальневосточного отделения РАН кандидат технических наук Алексей Анатольевич Борейко. В интервью корреспонденту газеты «Дальневосточный учёный» он рассказал, по каким направлениям ожидается активное развитие беспилотных систем.

Алексей Анатольевич Борейко, и. о. директора ИМПТ ДВО РАН

— Алексей Анатольевич, почему к беспилотникам такое пристальное внимание?

— С появлением искусственного интеллекта, развитием электроники и энергетики транспортные системы, управляемые без присутствия человека, продемонстрировали резкое ускорение своего развития. По оценкам российских специалистов, до 2030 года инвестиции в гражданские программы и проекты, связанные с беспилотными системами, составят более одного триллиона рублей, будет задействовано около одного миллиона участников в 100% регионов, воздушное пространство будет осваиваться на высоту до 500 км от поверхности земли, будет создано около одного миллиона беспилотников.

— Что нужно сделать, чтобы эти амбициозные идеи осуществились?

— Очень много работать одновременно по самым разным направлениям. Например, для внедрения беспилотных аппаратов требуется активная проработка нормативного описания и регламентации сфер применения (авиация, автотранспорт, морские, подводные беспилотные системы). На данный момент беспилотные авиационные системы являются рабочим инструментом множества отраслей (доставка, мониторинг территорий, лесоохрана, сельское хозяйство, строительство, электроэнергетика, нефтегазовый сектор, безопасность и другие). Активно реализуются проекты по беспилотному автомобильному транспорту, разработке и внедрению морских беспилотных аппаратов.

— А что происходит с морскими беспилотными системами, какие у них перспективы?

— Перспективы многообещающие, но и проблемы внушительные. Здесь есть два направления, в которых развиваются беспилотные системы. Это надводный морской транспорт и подводный.

В большей степени буду говорить о подводном транспорте, подводных беспилотниках, поскольку это наша специализация. Если обратить внимание на особенности окружающей среды, то для человека океан ближе к космосу, чем к воздуху. Например, разница давлений в водной среде на глубине и в организме человека, невозможность передачи радиосигналов и так далее. Поэтому использование в данной среде беспилотников является приоритетным. В самом деле, по отношению к человеку водная среда значительно агрессивнее, чем воздушная.

— Почему в названии сессии сделан акцент на технологическом развитии как гарантии суверенитета?

— Какое-то время развитие неф тедобывающей, газодобывающей, транспортной инфраструктуры обеспечивалось иностранными организациями, выполнявшими подводно-технические работы. Тем не менее, события последнего времени подталкивают нас к более активному развитию отечественных критически важных технологий в этой области, которые позволят стране быть независимой не только на поверхности земли, но также и под водой.

— Каких важных технологий у нас нет?

— Да, мы ощущаем нехватку некоторых критически важных технологий. Прежде всего, речь идёт о микроэлектронике. Прочие необходимые нам технологии в стране существуют, и мы в том или ином виде их используем. Когда ИПМТ ДВО РАН приступил к работам в области подводной робототехники, некоторые её элементы нам пришлось создавать самим, потому что по ряду направлений их в принципе не существовало не только в России, но даже в мире.

Сейчас у нас накоплен значительный опыт решения разных задач по проектированию, исследованию, созданию, разработке, изготовлению данного вида техники.

— Если я правильно понял, возникающие технические вопросы вы решаете успешно. С какими проблемами специалистам института справиться сложнее?

— Хотелось бы остановиться на ещё одном важном моменте: на сегодняшний день для морских беспилотников подводного исполнения отсутствуют законодательные нормы. В отличие от подводных, для надводных морских судов в апреле следующего года вступает в силу закон, в котором определены некоторые нормативные требования.

Есть попытки морского регистра регулировать подводные аппараты, но они «заточены», к сожалению, на надводные суда, а в случае применения к подводным порой смотрятся немного нелепо. Дело в том, что при создании этих правил не привлекались профессионалы, много лет работающие в подводной отрасли. Так что эти требования больше похожи на стандартные правила морского регистра для надводных судов.

Один из первых автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) «Скат-гео» был построен в 1976 году

— Получается, что создать аппарат для глубоководных погружений легче, чем нормативный документ?

— Регуляторика, нормативные требования — очень важные составляющие в любой сфере деятельности. Например, с уходом иностранных компаний с нашего рынка обострилась проблема подготовки и сертификации операторов беспилотных аппаратов. Так, для работы с телеуправляемыми подводными аппаратами, общепринятыми на мировом, в том числе на российском рынке, являются сертификаты IMCO. После ухода этой организации из России вопрос о том, где и по каким требованиям готовить операторов, остаётся открытым.

— Алексей Анатольевич, а есть ли у вас тренажёры для подготовки операторов подводных беспилотников?

— Для нашей техники — есть.

Отметим, участники круглого стола «Беспилотные системы — что бы изобрести, чтобы ничего не делать?» пришли к выводу: для расширения применения беспилотных систем в различных отраслях экономики необходима взаимоувязка решений в науке, промышленности, а также создание необходимой инфраструктуры. Но не менее важна нормативная практика, стимулирующая создание и развитие научно-технических объединений, подготовка квалифицированных кадров. Но самое главное у нас есть — это люди, которые умеют ставить цели и находить пути их достижения.

Текст: Александр Куликов.
Источник: «Дальневосточный учёный».

Новости Российской академии наук в Telegram →