Результаты российского проекта по восстановлению популяции амурского тигра показывают возможность для восстановления тигров во всей Азии
Результаты российского проекта по восстановлению популяции амурского тигра показывают возможность для восстановления тигров во всей Азии
В Journal of Wildlife Management опубликована статья международного коллектива авторов, в которой рассматривается успех реабилитации и выпуска на волю осиротевших детёнышей амурского тигра для его восстановления на северо-западе исторического ареала в России — в Приамурье.
За последние 30 лет на Дальнем Востоке России выполнялись два крупных проекта по изучению амурского тигра. Один, Siberian Tiger Project (совместная работа Сихотэ-Алинского заповедника и Общества сохранения дикой природы, WCS), был начат в 1992 году, второй, «Программа изучения амурского тигра на российском Дальнем Востоке» (проект, который до настоящего времени выполняется при поддержке Русского географического общества) — в 2008 году. Руководители обоих проектов, Дэйл Микелл и Вячеслав Рожнов, решили объединить полученные в ходе исследований данные по питанию диких тигров на Северном Сихотэ-Алине и вынужденно изъятых из природы тигрят-сирот, выпущенных в Приамурье после их реабилитации и специальной подготовки в построенном для этого центре.
В ходе мониторинга реинтродуцированных в Приамурье тигрят зоологи с помощью одетых на животных спутниковых ошейников смогли не только следить за их перемещениями, но и точно выявлять места их успешных охот по расположению «кластеров» (мест, где сосредоточено большое количество локаций тигров). На этих «кластерах» учёными были осмотрены и определены 132 добытых тиграми жертвы, в результате чего им удалось изучить рацион и количество потреблённой возвращёнными в природу тиграми пищи. Эти результаты сравнили с результатами исследований 37 радиомеченных в 1992–2013 гг. диких тигров в Сихотэ-Алинском заповеднике.
Результаты сравнения показали, что рацион и уровень потребления пищи реинтродуцированных в Приамурье и диких тигров Сихотэ-Алиня удивительно похожи: копытные составляли 88 % добычи сихотэ-алинских тигров и 86 % добычи приамурских тигров. Хотя размер добычи, добытой сихотэ-алинскими тиграми, был несколько больше, приамурские тигры убивали её чаще, в результате чего количество потребляемой пищи со временем было практически одинаковым. Как в Сихотэ-Алине, так и в Приамурье тигры редко нападали и убивали домашних животных, причём делали это только в лесных районах, то есть в деревни тигры в поисках добычи не заходили и конфликтных ситуаций не создавали.
Однако было и исключение: один из выпущенных тигров переплыл Амур и оказался в Китае, где дикой добычи было мало. За одну ночь убил большое количество домашних животных, в том числе 13 коз в сарае. Когда этот тигр вернулся в Россию, он был отловлен, изъят из дикой природы и отправлен в зоопарк. Остальные пять выпущенных в рамках российского проекта тигров, а также восемь других взрослых особей, транслоцированных АНО «Амурский тигр» в Приамурье из других участков ареала (питание которых не изучалось), процветают в дикой природе и успели произвести на свет не менее шести выводков, в которых не менее 12 тигрят. Это привело к восстановлению группировки амурского тигра на этом участке ареала, о чём ранее была опубликована статья (Рожнов и др., 2021).
Таким образом, результаты российского проекта по восстановлению популяции амурского тигра путем выращивания вынужденно изъятых из природы тигрят-сирот, и проведённое исследование открывают возможности для восстановления тигров по всей Азии.
В исследовании принимали участие сотрудники Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН (Москва), Тихоокеанского института географии ДВО РАН (Владивосток), Wildlife Conservation Society (Нью-Йорк, США), АНО «Общество сохранения диких животных» (Владивосток), Хинганского заповедника (Амурская область) и Сихотэ-Алинского биосферного заповедника им. К.Г. Абрамова (Приморский край).
Источник: ИПЭЭ РАН.