«С авиацией всегда связаны ожидания если не чуда, то чего-то захватывающего»: сессия «Авиация России к 2040 году» на Конгрессе молодых учёных
«С авиацией всегда связаны ожидания если не чуда, то чего-то захватывающего»: сессия «Авиация России к 2040 году» на Конгрессе молодых учёных
На федеральной территории «Сириус» в рамках V Конгресса молодых учёных состоялась сессия «Авиация России к 2040 году». Модератором выступил научный руководитель Центрального аэрогидродинамического института им. профессора Н.Е. Жуковского, вице-президент Российской академии наук академик Сергей Чернышев.
В мероприятии приняли участие ведущие отечественные учёные и молодые исследователи. Они обсудили главные направления научных и технологических разработок, которые определят лицо отрасли на горизонте ближайших полутора десятилетий.
«Авиацию часто называют системообразующей отраслью. В любой экономике она выступает локомотивом развития технологий. С авиацией всегда связаны ожидания если не чуда, то чего-то захватывающего. И это, кстати, недалеко от истины. Действительно, авиация сегодня подошла к черте, когда все традиционные подходы уже выработаны, и нужно искать что-то кардинально новое», — пояснил тему мероприятия академик Сергей Чернышев.
Основные тезисы, которые будут определять будущее авиации, обозначил генеральный директор НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов. По его словам, наиболее популярные сейчас аэродинамические схемы — типа «труба» и «верхнеплан» или «низкоплан» — достигли технологического предела. И конкурентные преимущества есть только у нетрадиционных компоновок и новых систем движения в воздухе.
«Если мы говорим о ближайшей перспективе — это овальный фюзеляж и „среднеплан“. По расчётам, переход к таким конструкциям позволит получить до 50 % прибавки к аэродинамическому качеству воздушных судов. На более отдалённом горизонте преимущества даст компоновка типа „летающее крыло“», — сообщил специалист.
Он также пояснил, что в ближайшем будущем главным продуктом авиастроения будет не самолёт, а, в целом, экосистема управления воздушным движением. Без интегрированной системы УВД воздушное судно продаваться не будет. Помимо этого, для перспективной авиатехники важны новые материалы и возможность заранее прогнозировать их ресурс.
Вместе с тем, отметил Андрей Дутов, тормозящим фактором для развития авиатехники всё чаще становятся ограниченные возможности человека. Поэтому будущее — за системами поддержки принятия решений и инструментами искусственного интеллекта.
«Самолёты первого поколения просто стремились взлететь и сесть. Затем главной целью авиаторов стало передвигаться в воздухе „дальше, быстрее и выше“. Позже фокус сместился в сторону сверхманёвренности. Затем наступила эпоха машин, которые преодолели сверхзвук. Пятое поколение самолётов определили технологии незаметности», — поделился генеральный конструктор — заместитель генерального директора ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Сергей Коротков.
По его мнению, смену поколений определяет одна базовая характеристика. И сейчас, в преддверии новой революции в авиастроении, конструкторы напряжённо ищут следующее фундаментальное свойство авиатехники будущего.
«В России специфическая география — большая часть территории относится к отдалённым, труднодоступным, малонаселённым регионам. В связи с чем нам нужна также специфическая авиация и суверенитет не только технический, но и когнитивный — умение думать и жить своим умом», — отметил заместитель генерального директора по стратегическому развитию НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Владислав Клочков.
Он пояснил, что грядущий облик отечественной авиации напрямую связан с образом будущего страны. Особенности расселения, жизни и быта общества задают ориентиры в проектировании воздушных судов.
Такое моделирование, сообщил специалист, задаёт амбициозные цели. В частности, современные авиаконструкторы стремятся к тому, чтобы перелёт из Центральной России на Дальний Восток стал столь же обыденным, как поездка на метро в столице. Или чтобы люди могли свободнее расселяться в рамках агломераций, чему будут способствовать технологии городской аэромобильности.
«Текущие работы в сфере управления воздушным судном включают повышение функциональности бортового оборудования и снижение нагрузки на экипаж. Для этого специалисты проводят комплексную интеграцию и интеллектуализацию систем связи, навигации и наблюдения, внедряют инструменты технического зрения как источника информации для экипажа и систем самолёта и алгоритмы искусственного интеллекта, необходимые для обработки постоянно растущих потоков данных, поступающих на борт. Также учёные разрабатывают методы контроля психофизиологического состояния пилота», — рассказал генеральный директор Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС) Сергей Хохлов.
Он добавил, что уже сейчас воздушные суда способны автоматически взлетать, выходить на крейсерский режим и совершать посадку. Однако полный переход к автоматизации связан с юридическими и этическими вопросами.
О конгрессе
Конгресс молодых учёных — ключевое событие Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Форум проходит с 26 по 28 ноября. В течение трёх дней состоится порядка 10 лекций членов РАН. Также академики и члены-корреспонденты РАН поделятся опытом с молодыми исследователями в рамках 15 сессий, выступив в качестве модераторов и ключевых спикеров. Все мероприятия доступны в прямой трансляции на официальном сайте КМУ-2025. Список мероприятий и ссылки на трансляции на сайте Российской академии наук.
О сессиях, прошедших с участием членов Российской академии наук, можно прочитать в материалах на сайте РАН:
«Важный аспект — ощущение сопричастности»: что мотивирует молодёжь оставаться в науке.