Академия

Серийное производство беспилотных циклолетов можно развернуть за два года

Серийное производство беспилотных циклолетов можно развернуть за два года

Производство беспилотников с циклическим движителем (циклолетов) массой до 30 кг может быть развернуто в РФ в течение двух лет, сообщил «Интерфаксу» заместитель директора Института теплофизики им. С. С. Кутателадзе СО РАН Артур Бильский.

Фото: ИТ СО РАН.

«Это уже промышленное производство маленьких аппаратов весом до 30 кг. Промышленное применение – сельское хозяйство, наблюдение за объектами, какие-то стандартные применения для среднего размера беспилотников. Там уже предполагается промышленное производство, мы закладывали два года с момента старта проекта. Пока старта нет», – сказал Бильский агентству в кулуарах интенсива «Архипелаг-2023» в Новосибирске во вторник.

Производить аппараты, как ожидается, сможет компания «Аэромак», которая в данном случае выступает и как разработчик, и как производитель, уточнил он. Что касается большого аппарата (циклокара) весом до 2 тонн, то в настоящее время подготовлена смета и техзадание.

«Мы его „осметили”, его облик нарисовался в виде технического задания, ждем организацию, того, кто бы хотел это профинансировать, это не промышленное производство, а демонстратор», – отметил Артур Бильский.

Выступая на интенсиве, Бильский отметил, что для циклолета разработаны воздушно-алюминиевый топливный элемент мощностью до 100 Вт, теоретические расчеты показывают, что скорость циклолета может составлять до 100 км/ч. Также он отметил, что для управления циклолетом было разработано специальное программное обеспечение.

Как сообщалось, ранее ученые Института теплофизики провели аэродинамические испытания циклического движителя для летательного аппарата – циклолета большой массы и подтвердили, что, если большой летающий автомобиль снабдить такими движителями, он полетит.

Движитель представляет собой барабан, в котором расположены лопасти, меняющие угол атаки и создающие тягу, для устойчивого полета аппарату необходимо не менее трех таких «колес». Другим возможным применением циклического движителя является ветроэнергетика, бесплотинные гидроэлектростанции, а также подводные аппараты.

Ранее сообщалось о планах создать демонстратор летающего автомобиля в 2025 году. Как сообщалось, летающий образец циклолета массой 60 кг испытан в конце 2020 года и показал высокие характеристики по маневренности, продолжительности полета и низкий уровень шума. Летательный аппарат использует известный более 100 лет, но в свое время проигравший конкуренцию вертолетам принцип движения, что было связано с более сложным управлением.

У циклолета пропеллеры, расположенные по бокам летательного аппарата, напоминают гребные колеса старинных пароходов. Аппарат может, в отличие от вертолетов, садиться и взлетать на наклонную поверхность, может причаливать к вертикальным стенам зданий.

Группа компаний «Аэромакс» разрабатывает и производит гражданские беспилотные авиационные системы вертолетного, самолетного и коптерного типов, целевые нагрузки к ним, средства навигации и наземного управления. Компания также разрабатывает программное обеспечение для беспилотников и развивает цифровые решения для обработки геопространственных данных.

В проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2023», который стартовал 28 июля в Новосибирске и Новосибирской области, принимают участие более 3 тыс. человек: 187 вузов, 114 стартапов, 280 компаний в области беспилотных авиационных систем (БАС), 1013 участников соревнований дронов, лидеры мнений и эксперты из 73 регионов. Участники интенсива будут работать над созданием и развитием новых инициатив и проектов в сферах БАС, биотеха и креативной экономики.

Источник: ИТ СО РАН.

Новости Российской академии наук в Telegram →