Сибирский симбиоз. Как университет вписался в академический ландшафт
Сибирский симбиоз. Как университет вписался в академический ландшафт
Новосибирский государственный университет (НГУ) всегда был нестандартным: компактный, исследовательский, вросший в Академгородок. Федеральные чиновники порой называли его «отделом кадров Сибирского отделения РАН». Видимо, в этом есть доля истины, но много ли университетов в России могут готовить кадры для фундаментальной науки?
Начиная со второго курса, студенты НГУ приходят на работу в лаборатории академических институтов. И становятся исследователями по гамбургскому счету: так, в 2022 году магистрант физфака Иван Образцов в лаборатории Института ядерной физики обнаружил новый доминирующий эффект в рождении частиц, а студент матфака Георгий Патрин вместе с коллегами из Института теплофизики придумал новый способ стабилизации и интенсификации кипения в вакууме. В преддверии Дня открытых дверей НГУ на вопросы «Поиска» ответил ректор вуза, академик РАН Михаил Федорук.
– Михаил Петрович, за 60 с лишним лет существования университета тенденции в развитии высшего образования не раз менялись, но НГУ продолжает делать ставку на подготовку кадров для фундаментальной науки…
– Эта цель была, есть и будет. Миссия нашего университета состоит в подготовке исследователей. И вряд ли у нас много конкурентов. Прервутся научные школы – закончится и наука в России. Еще одна цель университета – стать самостоятельным субъектом исследовательского процесса. Речь не о том, чтобы дублировать направления, хорошо развитые в институтах СО РАН, а о том, чтобы их дополнить. Скажем, такие области, как искусственный интеллект или интернет вещей, активно развиваются во всем мире, и мы здесь стараемся не отставать. Так, в рамках стратегического проекта «Цифровое будущее» программы „Приоритет 2030”» создана платформа, объединяющая сервисы – цифровые помощники для автоматической обработки и анализа изображений научного и технологического характера. В университете работает Международный математический центр, готовим создание суперкомпьютерного центра «Лаврентьев» и Центра компетенций по высокопроизводительным вычислениям и искусственному интеллекту. Совсем недавно студенты Инженерной школы механико-математического факультета НГУ обучили нейросеть распознавать капли воды в сверхзвуковом потоке, что важно не только в плане разработки антиобледенительных средств для летательных аппаратов, но и для доставки лекарств в аэрозольной форме. А расшифровка древних тибетских рукописей (совместная работа Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, Центра искусственного интеллекта МТС и сотрудников НГУ) удостоилась год назад похвалы Президента РФ. С НГУ связано развитие и таких областей науки, как астрофизика и космология, в силу исторических причин обойденных вниманием в институтах Сибирского отделения. Удается дополнить достижения институтов Новосибирского научного центра и там, где они традиционно сильны, в биотехнологиях. Недавно ученые НГУ в сотрудничестве с коллегами из НИИ нейронаук и медицины смоделировали болезнь Паркинсона на рыбках зебраданио и с помощью искусственного интеллекта впервые в мире зарегистрировали когнитивные нарушения без выраженных нарушений общей двигательной активности.
Наконец, третья цель нашего университета – играть интегрирующую роль в Новосибирском научном центре. Академический ландшафт меняется: в Сибирском отделении есть институты, работающие на мировом уровне, а есть теряющие свои позиции. Но если бы рядом не было университета, процесс деградации шел бы гораздо быстрее. Еще основатель Сибирского отделения академик Михаил Лаврентьев говорил, что значительной частью населения в научном центре должна быть молодежь. Ни университета нет без институтов, ни институтов без НГУ. Такой вот симбиоз.
– Чтобы стать полноценным субъектом научной деятельности, необходимо не только желание, но и инфраструктура. Сейчас активно создаются молодежные лаборатории. Какие удалось создать в НГУ?
– За последний год в рамках госзадания открыли 4 молодежных лаборатории. Среди них – лаборатория программных систем оптимизации добычи углеводородов (совместно с ПАО «Газпромнефть»), лаборатория новых биомедицинских технологий (с Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор») и другие.
– Каким образом вписывается в концепцию исследовательского университета открытие Передовой инженерной школы (ПИШ)?
– В основу подготовки инженерных кадров тоже будут положены исследовательские компетенции. Сегодняшняя модель университета нацелена на подготовку элитных исследователей. Мы хотим ее дополнить подготовкой элитных инженеров, способных к созданию сложных технологических платформ. Ключевыми партнерами здесь становятся высокотехнологичные компании, в первую очередь резиденты технопарка Новосибирского Академгородка. Наша ПИШ называется «Когнитивная инженерия» и работает по четырем направлениям: технологическое обеспечение нефтегазовой отрасли, биотехнологии, космическое приборостроение и оптические сенсоры. Уже ведутся конкретные проекты с ИСС им. М. Ф. Решетнева, компанией «Газпромнефть» и Объединенной двигателестроительной корпорацией. А цель в области образования – подготовка технологических предпринимателей, имеющих исследовательские компетенции. Вспомним классику – треугольник Лаврентьева: в научном центре представлены главные фундаментальные дисциплины, здесь же располагается университет, студенты слушают лекции ученых и работают в академических институтах, и университет, и институты тесно связаны с народным хозяйством. Эта простая схема доказала, на мой взгляд, свою эффективность. Закономерно, что наш университет готовит исследовательские кадры не только для институтов, но и для высокотехнологических компаний.
– Последний год прошел в НГУ под знаком модернизации кампуса. Строительство идет очень быстро. Видимо, это объясняется государственно-частным партнерством…
– Наш кампус вошел в число первых 8 проектов, поддержанных правительством. Общая стоимость строительства – более 11 миллиардов рублей. Шесть миллиардов дает федеральный бюджет, остальное – благотворительный фонд «Перспектива» – это выпускники НГУ. Таких примеров в России практически нет. Причем строительство первой очереди – это новый учебный корпус и досуговый центр Специализированного учебно-научного центра (проще говоря, физматшколы при НГУ) и два современных общежития – идет на частные средства. В 2024 году физматшкола начнет занятия уже в новом здании.
Построить что-то в Академгородке нелегко – тут же возникают протесты экологов, требующих «сохранности лаврентьевского города-леса». Безусловно, надо бережно относиться к уникальности Академгородка. Однако развитие не означает консервацию. Сегодня 40 % выпускников физматшколы поступают в московские вузы. Не будет современной инфраструктуры – уедут и остальные. А молодежь у нас хорошая. Требовательная, иногда меркантильная, но талантливая. Я сам преподаю в НГУ и, проходя по университетским коридорам, вижу: будущее у нас есть. Просто его надо строить.
Источник: научно-информационный портал «Поиск».
Беседовала Ольга Колесова.