Следы древних землетрясений находят в донных осадках озёр

Сейсмические события, происходившие на территории Карелии и Кольского полуострова 12 тысяч лет назад, отражаются в осадочной толще ила. Обнаружить следы древних землетрясений позволяют геофизические методы. Исследования в области палеосейсмологии имеют и прикладное значение. Для прогноза будущих землетрясений важно понимать закономерность их повторяемости в прошлом. Об этом рассказал ведущий научный сотрудник Института геологии КарНЦ РАН Павел Рязанцев на заседании Учёного совета КарНЦ РАН 28 сентября.

Кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории геофизики Института геологии КарНЦ РАН Павел Рязанцев рассказал об исследовании, посвящённом поиску и оценке следов сейсмических катастроф, произошедших на территории Карелии около 12 тысяч лет назад. Возмущения магнитудой до 8 баллов были связаны с процессами дегляциации — освобождения территории от поверхностного оледенения. Мощный слой льда возвышался над Фенноскандией на три километра. При снятии такой колоссальной нагрузки в земной коре возникала целая серия событий: активизировались разломы, размывались и деформировались горные породы, происходили оползни и обвалы.

Ведущий научный сотрудник лаборатории геофизики Института геологии КарНЦ РАН Павел Рязанцев

«Любые сейсмические события фиксируются в донных осадках водоёмов. Даже далекие землетрясения могут отразиться на осадочной толще ила, и мы можем впоследствии это обнаружить при помощи георадара», — сказал о своей работе исследователь.

Геофизические методы позволяют ученым повысить скорость сбора данных, расширить спектр задач и имеют невысокую стоимость.

По словам учёного, исследования постледниковой сейсмичности актуальны и в данное время, поскольку сейчас происходит таяние современных ледников.

Павел Рязанцев рассказал об известных крупных палеосейсмических событиях в Карело-Кольском регионе. На территории Заонежского полуострова их исследовал известный карельский учёный Анатолий Лукашов. Событиями постледниковой эпохи в настоящее время также занимается старший научный сотрудник лаборатории геохимии, четвертичной геологии и геоэкологии Института геологии КарНЦ РАН Татьяна Шелехова. Комментируя выступление коллеги, она отметила, что работа выполнена на современном международном уровне.

Выступление прокомментировала старший научный сотрудник лаборатории геохимии, четвертичной геологии и геоэкологии Института геологии КарНЦ РАН Татьяна Шелехова

«Эта работа перспективна. Недавно мы обнаружили следы землетрясений в Пудожском районе и в Приладожье, они могут быть доказаны этими же методами. И таких неисследованных объектов на территории Карелии довольно много», — сказала Татьяна Шелехова.

Генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет вручила диплом выпускнице аспирантуры Анастасии Фёдоровой

Генеральный директор КарНЦ РАН Ольга Бахмет, в свою очередь, отметила важность междисциплинарного подхода в реконструкции событий прошлого.

«Георадары используют также и карельские болотоведы для анализа торфяных отложений. Геологи развивают методологическую основу совместно со специалистами Института водных проблем Севера, Института биологии КарНЦ РАН и других организаций. Важно поддержать эти работы», — подчеркнула она.

Директор Института геологии КарНЦ РАН Сергей Светов представил концепцию развития Музея геологии докембрия
О последних достижениях в области геологии и важности их популяризации на заседании Ученого совета рассказал директор Института геологии КарНЦ РАН Сергей Светов. В своём докладе он представил новую концепцию развития Музея геологии докембрия ИГ КарНЦ РАН. Коллекция музея насчитывает более шести тысяч образцов и регулярно пополняется за счет непрерывной работы исследователей и сотрудничества с крупнейшими минералогическими музеями России. Помимо научной и фондовой работы, музей активно ведет просветительскую работу. Экспозиция востребована среди жителей и гостей города, о чем говорит статистика посещений: музей принимает более трех тысяч посетителей в год. В скором времени экспозиции ждут изменения.

Предполагается, что, помимо прочего, в обновлённой экспозиции будут использоваться интерактивные панели и глобусы. Один из планируемых разделов расскажет посетителям об открытиях карельских ученых и роли Института геологии КарНЦ РАН в развитии мировой науки. Участники заседания отметили важность проводимой институтом работы для просвещения населения и развития туризма в регионе.

Источник: КарНЦ РАН.