Академия

Соцсети негативно влияют на саморепрезентацию подростков

Рубрика Исследования

Социальные сети являются важной частью повседневности и новой средой социализации современного подростка. Поэтому так трудно ограничить общение ребёнка в Интернете. Учёные МГУ с коллегами провели исследование, целью которого стало выявление значимых факторов, которые способствуют росту склонности подростков к фальшивой самопрезентации в Интернете.

Активное общение в социальных сетях приводит к появлению новых психологических феноменов. Одним из них является цифровая самопрезентация — то, как подросток конструирует собственный образ в сети. Психологи выделяют несколько образов: Я-реальное, Я-идеальное и Я-фальшивое. Последний тип подразделяется еще на три: Я-обманное, Я-демонстративное и Я-стремящееся произвести впечатление... Общение в Интернете стимулирует стремление подростков управлять впечатлением окружающих и демонстрировать нереалистичный образ. «Фальшивая самопрезентация в сети может выступать маркером негативных эмоциональных переживаний, в том числе одиночества», — отмечает Дмитрий Корниенко, старший научный сотрудник Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований.

С целью изучения самопрезентации подростков в социальной сети учёными было проведено исследование, участниками которого стали 432 подростка в возрасте от 13 до 18 лет. Юноши и девушки ответили на вопросы о времени, которое они проводят в социальных сетях, степени интеграции социальных сетей в ежедневную активность и мотивах их использования, а также о том, присутствует ли в их жизни чувство одиночества.

Оказалось, что фальшивая самопрезентация более вероятна в случае, если подросток проводит достаточно много времени в социальных сетях и считает виртуальную реальность неотъемлемой частью своей жизни. С другой стороны, чем больше подросток проводит времени в социальной сети, тем более вероятно, что он будет использовать новые способы самопрезентации, в том числе, связанные с демонстрированием нереалистичного образа.

«Появление фальшивого Я подростка также вероятно в случае, если у него высок мотив использования социальных сетей для цифровых игр, что может быть связано с особенностями игровой среды, где подросток пробует играть за различных персонажей (если это, например, ролевые онлайн-игры) и параллельно экспериментирует со своим образом. Интересно, что фальшивая самопрезентация не связана с мотивом взаимодействия со знакомыми. Вероятно, нереалистичный образ создается в большей степени для знакомства с новыми людьми», — комментирует Наталья Руднова, научный сотрудник факультета психологии МГУ.

Ещё одним значимым фактором фальшивой самопрезентации стало ощущение одиночества. Вероятно, подростки, переживающие оторванность от других, стремятся компенсировать недостаток общения активностью в социальной сети, особенно если отношения с родителями негативные. Так, участница Форума «Ребёнок в цифровом мире» профессор Жонфанг Фу из Пекинского университета поделилась аналогичными результатами: негативное родительское отношение может приводить к усилению признаков депрессии у дочерей, а у сыновей усиливает склонность к саморазрушительному мыслям. Схожие результаты о негативной роли эмоционального отстранения родителей получены и для более младших подростков. Отсутствие тёплых, доверительных отношений между родителями и подростком может стать факторами, подталкивающими подростков к поиску поддержки и принятия в социальных сетях, в том числе через формирование фальшивого Я.

Полученные данные косвенно подтверждают возрастные особенности самопрезентации подростков, которые касаются динамичности самооценки и потребности пробовать, примерять различные образы. «В этом смысле создание фальшивого Я является важной и часто встречающимся этапом социализации через освоение различных форм взаимодействия с окружающими. Однако, выраженное переживание одиночества может стать фактором риска — в погоне за положительным мнением о себе нереалистичный образ у подростка может закрепиться, что увеличит разрыв между реальным и желаемым Я, а затем ещё больше снизит уровень субъективного благополучия. В связи с этим родителям, учителям и другим специалистам, работающим с детьми в данный возрастной период, важно создавать такие условия, при которых подростки будут включены в реальные позитивные, поддерживающие отношения как со сверстниками, так и с взрослыми и тогда фальшивый образ с большей вероятностью останется только позитивным экспериментом», — подчёркивает Наталья Руднова.

Использование социальных сетей и его влияние на психологическое благополучие детей и подростков эксперты со всего мира обсудили в рамках Четвёртого Международного психологического форума «Ребёнок в цифровом мире», организованного по инициативе факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Федеральным научным центром психологических и междисциплинарных исследований и Российским психологическим обществом. Мероприятие, поддержанное Минобрануки России, Комитетом по науке, образованию и культуре Совета Федерации ФС РФ и Комиссией РФ по делам ЮНЕСКО, собрало более 5000 участников из более чем 60 стран. С докладами можно ознакомиться на сайте Форума.

Источник: МГУ.

Новости Российской академии наук в Telegram →